"Российская газета": Программа развития комфортной городской среды действует с 2016 года. Учитывается ли при благоустройстве создание инфраструктуры для собак?
Алексей Ересько, замминистра строительства и ЖКХ: Уже более 100 тысяч территорий благоустроены за время реализации проекта формирования комфортной городской среды. И, безусловно, уже появляются объекты, которые в равной степени предназначены как для людей, так и для их домашних питомцев. Люди меняют отношение к своему городу и параллельно с этим меняют отношение к своим домашним животным. Это очень правильная тенденция. Правилами программы не исключается реализация объектов для выгула собак.
В Общественном совете при Минстрое создана рабочая группа, которая изучает этот вопрос.
"Российская газета": К каким выводам пришла рабочая группа?
Артем Гебелев, руководитель рабочей группы по инфраструктуре для собак при Общественном совете Минстроя: Проблема отсутствия среды для комфортной жизни с собаками очень актуальна и касается не только городов-миллионников, но и малых городов. Экспертиза заявок конкурса "Малые города и исторические поселения" показала, что в последние два-три года практически в каждой третьей заявке возникает такая целевая аудитория, как собаковладельцы, и возникает площадка для собак.
В России сегодня от 17 до 22 миллионов владельческих собак. То есть одна собака на десять человек. По данным ВЦИОМ 2019 года, 38% россиян являются владельцами собак.
В Москве примерно два миллиона детей в возрасте до 14 лет и примерно два миллиона собак. При этом по количеству инфраструктуры разрыв очевиден: детских площадок десятки тысяч, а площадок для собак в Москве чуть меньше, чем 900. Кроме того, большинство из них дрессировочные, хотя в первую очередь владельцам нужны игровые площадки, где можно отпустить собаку с поводка, поиграть с ней, дать ей пообщаться с другими собаками. Традиционные дрессировочные площадки не просто не подходят для свободной игры собак и для занятий современными видами кинологических активностей, но и часто бывают травмоопасны и не подходят для собак мелких и средних пород. На этих площадках отсутствует комфортная инфраструктура для владельцев, что также в худшую сторону отличает их от иных типов объектов благоустройства.
Несмотря на значительные усилия Минстроя по повышению качества городской среды, владельцы собак, то есть 38% россиян, фактически исключены их этого процесса.
Из-за отсутствия специализированных площадок и выделенных маршрутов владельцы собираются на пустырях, в скверах и на бульварах, занимают пустующие спортивные "коробки", собак можно встретить и на детских площадках. И здесь уже напряжение испытывают окружающие.
Мы проанализировали и выяснили, что площадка для собак в 20 раз более востребована, чем спортивная. Владелец собаки гуляет 365 дней в году, утром и вечером по часу, проводит на улице с собакой не менее 700 часов в год. Спортом на улице занимается значительно меньше людей, не чаще 2-3 раз в неделю и только в теплые месяцы, итого на спортивной площадке пользователь проводит примерно 60 часов в год.
Еще одна проблема, о которой надо говорить - неубранные экскременты собак. Владельцы не убирают за питомцами, в том числе и потому, что нет достаточного количества урн, специально выделенных маршрутов, где они бы понимали, что это их зона ответственности.
Также проведено пилотное исследование среды в новостройках. Опрошено три тысячи респондентов с собаками, четыре тысячи без собак. 98% и тех и других выступают за инфраструктуру для животных. Потому что инфраструктура для собак (площадки, специально выделенные маршруты) разгружает детские, спортивные площадки, локализует трафик собаководов и способствует поддержанию чистоты. Это важно как владельцам, так и людям без собак.
Наконец, мы проанализировали нормативно-правовую документацию. В своде правил по планировке и застройке городских и сельских поселений площадь детских, спортивных площадок привязана к численности населения, а инфраструктура для выгула домашних животных не привязана. Притом, что в советских нормативах это было. То есть строительство детских и спортивных площадок обязательно, а площадки для собак носят факультативный характер. Необходимо пересмотреть функциональное наполнение площадок - ввести разделение на игровые площадки, дрессировочные и места для выгула.
Есть ряд ограничений, связанных с расстоянием от площадки до окон жилых домов. Их надо пересмотреть, потому что застройщики хотят строить площадки для собак, но нет возможности, так как они не проходят экспертизу с проектами.
Еще одна проблема - отсутствие ГОСТа на площадки для собак, они строятся как попало. Необходимо регламентировать типологию оборудования, правила установки, виды покрытия, ограждения в зависимости от типа площадки - игровая, дрессировочная или место для выгула.
Мы обратились в Минстрой с инициативой внести правки в свод правил и инициировать разработку ГОСТа. Хочется верить, что получили поддержку.
Площадка для собак в двадцать раз более востребована, чем спортивная"Российская газета": Вы рассматривали районы новостроек. В старых районах все еще хуже?
Артем Гебелев: Да, еще хуже. Есть предложение сделать хотя бы места для выгула - когда мы не огораживаем большую площадку, но выделяем какой-то кусочек застроенной территории, добавляем урны, лавочки, навигацию по маршрутам, чтобы разводить потоки спортсменов-бегунов и гуляющих с собаками.
"Российская газета": Какими должны быть площадки с точки зрения кинологов?
Евгений Купляускас, советник президента Российской кинологической федерации: Исходя из количества собак и площадок в Москве, нагрузка на каждую из них могла бы составлять около 4,5 тысячи собак ежедневно. Можете себе представить? Около 70% собак выгуливается с 6 до 10 утра. То есть оборот одной выгульной площадки - примерно 750 собак в час. Подобная скученность, безусловно, ведет к невозможности поддержания чистоты.
Даже владельцев собак отпугивает, что эта площадка, учитывая, сколько там собак прошло - рассадник всякой заразы (инфекционных заболеваний, глистных инвазий и т. д.). И кроме того, существуют физиологические особенности у собак. Например, если одна из собак имеет предпосылки агрессивности по отношению к собакам поменьше, то на территории выгуливается она одна, никто туда не идет.
В Петрозаводске подсчитали, что на обеспечение комфортного выгула одной собаки муниципалитет тратит около 80 тысяч рублей в первый год после обустройства площадки и около 15 тысяч рублей в последующие. Это ремонт, замена покрытий, обновление.
Мы проанализировали зарубежный опыт. В США существуют специальные большие парки для собак. Один-два на большой городской район. Ежедневный гигиенический моцион собак владельцы осуществляют на поводках, а провести время отправляются в эти парки. Они в Америке и Европе были уже с 1930-1940-х годов организованы. В Финляндии парки организованы в 51 населенном пункте. Самый крупный - это остров, где все активности происходят, включая выгул, дрессировку, общение семьи с животными. Выгуливают кроликов на поводках, кошечек и так далее. В день эту площадку площадью 4 га посещает порядка 200 собак. В Новой Зеландии тоже есть выгульные варианты и есть постоянные парки, где собаки, что называется, в свободном полете. Прогулки разрешены почти во всех городских парках. Действуют лишь некоторые запреты в местах гнездования диких птиц.
В Германии в крупных парках и лесопарках разрешен выгул собак без поводка и намордника. Интересные данные в Великобритании: если собака обладает дружелюбным характером, она выгуливается без поводка и намордника, на подобных полянах-лужайках, в скверах. Владелец обязан следить за чистотой на улице.
По нашему мнению, должен быть гигиенический выгул около дома. И должны быть специализированные парки, хотя бы один-два на микрорайон, в таких зонах могут располагаться аттестованные дрессировочные площадки со специалистами-кинологами. Именно через спортивно-дрессировочные площадки у жителей формируется ответственность за животное. Они учатся взаимодействовать с собакой.
Мы стремимся к тому, чтобы сблизить собаководов с социумом. Чтобы с собаками пускали, пусть не на пляжи, но в парки, магазины. Сегодня есть рестораны, кафе, где на входе уже есть одноразовые мисочки для воды для посетителей с собаками.
"Российская газета": Вы сказали, что на одну площадку приходится 750 собак в час. Цифра нереальная. То есть большинство гуляет без площадок?
Евгений Купляускас: Конечно. Они подходят, видят других собак. И особенно если знают, что у соседа не очень адекватная собака, потому что он ее плохо воспитал - они лучше обойдут эту площадку, пойдут до ближайшего магазина и по пути выгуляют собаку.
"Российская газета": Один из регионов, где активно занимаются развитием инфраструктуры для собак - Татарстан. Зачем это нужно республике и востребовано ли это?
Наиля Зиннатуллина, директор Института развития городов Республики Татарстан: С 2022 года у нас появилась абсолютно самостоятельная тема, мы ее называем "Развитие культуры ответственного отношения к домашним животным".
Мы провели анализ площадок, которые уже реализованы. Их около 20 в республике, на 45 районов. Все они строго дрессировочные и, к сожалению, не все владельцы собак готовы приходить в эти пространства ежедневно для выгула. В итоге домашних животных выгуливают на территории города. Несмотря на то, что отпускать собаку с поводка по правилам можно только в специальных местах для выгула.
В октябре 2022 года мы сделали первую площадку для выгула с новым подходом. Пока это одно из двух мест в республике, где уделено внимание в первую очередь владельцу. Чтобы у него появилась наконец-то мотивация дойти до площадки. Здесь есть навес от солнца, ветра и дождя.
Есть место присесть, повесить поводок, место для хранения инвентаря, игрушек, программа мероприятий. Что любопытно, оборудование здесь не похоже на дрессировочное, мы намеренно делали его похожим на детскую площадку.
Есть еще площадка другого рода в Набережных Челнах. В лесопарковой зоне мы сделали площадку размером практически в полгектара, разделенную на площадку для дрессировки и площадку для выгула. И есть еще теплый круглогодичный павильон, где и сообщество, и профессионалы в этой сфере могли бы взаимодействовать. Мы в рамках муниципальных торгов разыгрываем аренду этой площадки, и человек, который ее арендует, отвечает за содержание, обслуживание.
"Российская газета": Они на чем-то зарабатывают, чтобы платить аренду?
Наиля Зиннатуллина: Да, это муниципальное имущество, но плата символическая. Зарабатывают арендаторы, оказывая услуги как кинологи.
"Российская газета": Организация площадок для собак по сути стимулирует население приобретать собак и заводить их, но при этом не влияет на воспитание самих владельцев. Не приведет ли это к тому, что будет больше покусов?
Владимир Бурматов, первый зампредседателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды: Ощущение такое, что мы говорим здесь про одну страну, а живем в другой. Те героические усилия, которые Минстрой, Москва, Татарстан реализуют, не имеют ничего общего с тем, что мы видим, например, в Челябинске. Какие площадки? О чем речь? В стране глобально отсутствует инфраструктура для животных.
И это не только площадки. Поинтересуйтесь объявлениями о сдаче жилья в аренду. Там обязательно будет строчка: без животных. Общественный транспорт, как правило, с ограничениями, такси чаще с ограничениями. Да, в Москве есть рестораны, кафе, магазины, куда пускают с собаками. Но дверей, где есть значки с перечеркнутым мороженым, роликовыми коньками и собакой, гораздо больше. А если вы отъедете от Москвы, то увидите, что там такие двери сплошь и рядом.
Есть распоряжение МЧС, что нельзя на пляж с животными. Хотя можно было бы выделить специальный оборудованный участок, где животное может находиться. А что такое провезти собаку или кошку на авиационном транспорте? Сколько мы воевали с авиакомпаниями. Багажное отделение! А дальше ты достаешь мертвое, окоченевшее животное оттуда.
Мы наблюдаем редкую ситуацию, когда мы имеем дискриминированное большинство. Потому что 57% российских семей имеют домашних животных. 89% при этом к ним относятся как к членам семьи.
И я бы собаками не ограничивался. У нас более 40 миллионов кошек. И с кошками люди хотят путешествовать, передвигаться, заходить в кафе, пользоваться такси, общественным транспортом. А для них дискриминационные ограничения едва ли еще не больше, потому что это аллерген и пр.
К вопросу об ответственности. Площадка для выгула животного должна быть в шаговой доступности для гражданина. Она должна быть такой же нормативной, как детская и спортивная площадка. Сейчас для собак строят такое, что я туда с собакой не пойду. Потому что ей там делать нечего. Подрядчик, который выполняет эти работы, смотрит на картинку в интернете и делает "как-то похоже". А потом к этой горке подходишь и думаешь: может быть, горная коза заберется на нее, но собака не заберется. Это невозможно, исходя из анатомических особенностей животного. Желательно, чтобы был некий набор типовых проектов этих площадок.
У нас базой является федеральный закон "Об ответственном обращении с животными", где прописано и то, что человек должен контролировать свое животное, и то, что он должен за ним убирать продукты жизнедеятельности. Санкции за это мы отдали на уровень субъектовых КоАПов. В прошлом году мы расширили полномочия регионов в этой сфере.
Буквально на днях вступил в силу закон о штрафах за выброшенных животных. Теперь перед нами стоит еще одна задача - регулирование разведения животных. У нас больше, чем легальных заводчиков, так называемых "черных плодильщиков", которые бесконтрольно размножают собак и кошек в квартирах. Рекорд - 70 пуделей наблюдал в однокомнатной квартире. И это тоже инфраструктура. Потому что соседи лезут на стенку от звуков и запахов, животные гибнут, страдают. В ближайшее время мы внесем законопроект, появится норма отдельная, которая будет фиксировать необходимость постоянного контроля владельца за питомцем. Пока нападения именно владельческих животных на граждан, на других животных - огромная проблема.
Отдельно стоит проблема безнадзорных животных. Она также является производной всего того, что мы сегодня обсуждаем. Потому что у каждой бездомной собаки либо хозяин был раньше, который ее выкинул, либо она является "продуктом любви" нескольких своих предков, у которых тоже раньше были хозяева. Им просто не повезло с человеком. Это потребует отдельной дискуссии.
Нужно изменить подход со стороны бизнеса, который должен понять, что все, что мы сейчас здесь обсуждаем, ни разу не про собак и кошек. Это про людей. Про людей с деньгами, про платежеспособных граждан, про спрос и про лояльность.
"Российская газета": Как научить людей правильно обращаться с животными, убирать за ними, правильно выгуливать?
Светлана Кузьменко, ответственный секретарь Общественного совета Минстроя: Развитие инфраструктуры - это лакмусовая бумажка. Часть семей искренне за развитие инфраструктуры, потому что являются владельцами домашних питомцев. А другие категорически не хотят, потому что есть определенное опасение агрессии со стороны животных. По данным Росстата, от укусов именно домашних животных страдает 66% пострадавших людей, от домашних питомцев, которые находятся на загородной территории, в частном секторе - 33,6%. А бездомные - это всего 0,4%. Поэтому вопрос именно в домашних животных.
У нас подписано протокольное решение по развитию инфраструктуры для животных, которое ушло в систему документооборота с Минстроем. Будет выработан ряд поручений, в том числе по разработке соответствующего свода правил и ГОСТа.
Но, наверное, вопрос гораздо шире. Корневая причина - это отношение к самим домашним животным. Сейчас есть пассивное отношение к собакам, кошкам - как к игрушкам. А это все-таки ответственность за живое существо, и эту ответственность надо воспитывать. Одно из предложений Общественного совета при Минстрое - формирование просветительской программы для включения, возможно, в классные часы в школах. У нас есть уже разработанная и одобренная Минпросвещения программа по коммунальной грамотности. Мы предлагаем внедрять зоокультуру через эту программу, внеся в нее отдельный образовательный блок.
"Российская газета": Будет ли Минстрой что-то менять в подходах к устройству площадок?
Алексей Ересько: Очень важно разработать стандарты. Мы об этом задумываемся, тем более что я являюсь председателем технического комитета в Росстандарте и как раз по теме благоустройства у меня есть подкомитет. Наверное, этим займемся.
Хорошо, что есть то, что можно брать как цель для остальных регионов. Не везде можно применить те решения, которые используются в Москве. Не каждый субъект может позволить себе такие замечательные зоны, какие-то отдельные территории (уже не назовешь их площадкой) для выгула и для отдыха как хозяев, так и собак. Надо термин, наверное, менять на "общественные территории".
При подготовке к голосованию за благоустройство территорий муниципальным образованиям важно донести до жителей - не бойтесь голосовать и за такие территории. Мне кажется, где-то на местах не доводится информация о том, что эти объекты тоже можно делать и благоустраивать в рамках федерального проекта.
Российская газета - Федеральный выпуск: №150(9095)