Остановимся на наиболее значимых метаморфозах, отметил доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Максимов.
"Можно констатировать, что за прошедшие 10 лет рост экономики Крыма опередил общероссийские темпы почти в три раза. Конечно, такой результат был бы немыслим без существенных вложений бюджета в энергетику, коммунальную и дорожную инфраструктуру полуострова", - пояснил он.
При этом государственные вложения стали триггером и для притока частного капитала, что позволило сформировать достаточно серьезный пул инвестиций, добавил эксперт. На текущий момент в Республике Крым и городе Севастополе реализуется около 1600 различных инвестиционных проектов.
Вообще достаточно показательным выглядит сравнение поступлений в бюджет Крыма за прошлый год и аналогичный показатель за последний год в составе Украины. 322 миллиарда рублей - против 39 миллиардов. Более чем восьмикратный рост.
Помимо этого, кардинально обновлена транспортная инфраструктура полуострова. Введение в строй Крымского моста и подготовка к открытию сухопутного коридора между Крымом и Россией через новые территории, включая железнодорожное сообщение, позволяет говорить о новом уровне интеграции и транспортной связности Крыма с остальными регионами нашей страны.
Внутри Крыма также проведена колоссальная работа по модернизации транспортных магистралей: построены и отремонтированы около четырех тысяч километров автодорог, проложена главная транспортная артерия Крыма - современная трасса "Таврида", отметил эксперт.
Он добавил, что за эти 10 лет отмечен кратный рост местной экономики. Например, объемы обрабатывающей промышленности Крыма выросли в 2 раза, пищевой - в 1,5 раза, а электронной и оптической - в 5 раз. Объем ВРП Крыма (с учетом Севастополя) составляет около 774 млрд рублей, что сопоставимо с ВВП национальных экономик целых государств (Молдавия, Северная Македония).
"Как видно, Крым уже является вполне развитым регионом, но при этом его потенциал еще далеко не исчерпан. Однако для реализации этого потенциала необходимо еще немало потрудится. Это хорошо понимают как сами крымчане и руководство Крыма, так и на федеральном уровне", - считает Максимов.
Так, по словам эксперта, в одном из недавних выступлений, Владимир Путин озвучил планы по увеличению пропускной способности железных дорог в сторону Азовского и Черного морей. В частности, речь идет о разделении грузового и пассажирского сообщения на южном направлении и потенциальном сокращении времени следования поездов от Москвы до Черноморского побережья до 16 часов.
Кроме того, существуют планы строительства съездов с трассы Таврида к побережью и дальнейшем развитии так называемого Азовского кольца автодороги вокруг ставшего внутренним для России Азовского моря.
Предполагается обновить около 80% парка общественного транспорта, ввести в эксплуатацию 46 очистных сооружений, что необходимо для сохранения уникальной природы и снижения негативных последствий сброса сточных вод в акваторию Черного моря. Общая мощность этой системы составит 1,3 млн куб. м в сутки.
Впрочем, не только внутрироссийскими проектами сейчас живет Крым. Рассматривается вопрос о запуске торгового судоходства с Сирией и морского сообщения с Турцией. Эксперт полагает, что данное направление выглядит достаточно перспективным и позволит еще более успешно развивать экономику полуострова.
На протяжении периода 2014-2022 годов экономика Крыма по целому ряду ключевых показателей обнаруживала тенденции к устойчивому росту, очаги которого стали наблюдаться уже в 2015 году, после трансформационного кризиса, рассказал доцент кафедры "Государственное и муниципальное управление Финансового университета при Правительстве Российской Федерации" Константин Харченко.
"За годы нахождения полуострова в составе России заметно увеличился объем валового регионального продукта, а в разрезе отраслей наибольший рост наблюдался в таких отраслях, как обрабатывающее производство; производство компьютеров, электронных и оптических изделий; электрического оборудования; строительных материалов; продуктов питания", - объяснил эксперт.
Более чем на четверть были увеличены посевные площади, почти вдвое по сравнению с прошлым периодом выросли объемы строительства, уточнил он. Очень важно, по мнению Харченко, что Крым стал развиваться не только по части рекреационного туризма: данное направление не может обеспечить системный эффект, имея выраженный сезонный характер. Была поставлена и стала решаться задача диверсификации экономики с упором на развитие реального сектора.
Россия дала Крыму значимые инфраструктурные проекты, которые стали фундаментом экономического роста: прежде всего, это Крымский мост, современный аэровокзальный комплекс, Таврическая ТЭС, газопровод. Были построены новое здание Республиканской клинической больницы имени Семашко, новые школы и детские сады.
Россия обеспечивает в Крыму защиту русскоязычных граждан, Крым же дал России стратегически важную территорию, контроль над которой существенно укрепляет обороноспособность страны. Еще Крым дал России население с высоким гражданским потенциалом, готовое отстаивать свое право быть частью русского мира, считает эксперт.