Георгий Бовт: Почему дешевого бензина больше не будет

Биржевые цены на бензин и дизель побили очередные рекорды: Аи-92 выше 66 тыс. рублей за тонну, Аи-95 - более 76 тыс. руб., летний дизель - около 70 руб. за тонну. Это, соответственно, более 48 руб., более 55 руб. и более 53 руб. за литр (1 тонна бензина = 1370 литров, 1 тонна дизтоплива = 1300 литров). Напомним, речь идет об оптовых ценах. Вслед за ними цены на заправках тоже ползут вверх. Они не могут взлететь до небес сразу, правительство старается регулировать цены (за этим, в частности, следит ФАС).

РГ

С ведущими производителями топлива есть договоренность стараться не превышать уровень инфляции. Вертикально интегрированные нефтяные компании, владеющие разветвленной сетью АЗС, могут позволить себе небольшую отрицательную маржу в рознице, компенсируя потери на других направлениях.

Независимые АЗС такого себе позволить не могут. Они уже в августе по некоторым видам нефтепродуктов столкнулись с убытками, которые пытаются покрыть продажей сопутствующих товаров и услуг (именно поэтому бутылка воды на АЗС стоит сильно дороже, чем в супермаркете). Еще хуже ситуация на юге страны, где в ряде областей аграрии жалуются одновременно на дефицит и рост цен на солярку на фоне низких закупочных цен по зерну, которыми такую стоимость топлива "не отбить". В этой связи раздались призывы временно прикрыть экспорт нефтепродуктов, чтобы не сорвать уборочные работы. Вся эта ситуация наложилась еще и на девальвацию рубля.

И тут пора назвать ключевое слово, которое сейчас мелькает во всех обсуждениях ситуации на топливном рынке: демпфер. С 2019 года важнейшим механизмом смягчения влияния колебаний мировых цен на внутренний топливный рынок являлся именно этот механизм налогового вычета, который был призван покрыть часть "упущенной выгоды" от того, что нефтяники воздерживаются от продажи части топлива на внешнем рынке (в случае выгодной внешней конъюнктуры) в пользу внутреннего.

Между тем цены на нефть в этом году постепенно росли. Причем в долларах. На фоне западных санкций удалось перестроить логистику, добившись уменьшения дисконта на российскую нефть и нефтепродукты. Нефтяной экспорт для отечественных производителей стал еще более привлекательным. Но и выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу только в августе составили 185,9 млрд рублей (по сравнению с 110 млрд руб. в июле). За январь-август демпферные выплаты составили 838,9 млрд рублей. Нефтяные компании, получается, в "двойном шоколаде" - и от роста мировых цен, и от бюджетных компенсационных выплат. Правда, в прошлом году такие выплаты составили еще более внушительные 2,16 трлн рублей (в 2021-м "жалкие" 674,5 млрд). И в прошлом году никаких проблем ни с внутренними ценами, ни тем более с дефицитом топлива не было. Но стоит учесть, что в 2022-м все-таки в экономике наблюдался относительный спад, а в этом как раз наоборот.

Наложились и ряд других обстоятельств: "узкие места" в логистике, ремонтные работы на НПЗ, рост потребностей армии, наконец, девальвация и увеличение потребностей в валюте, в том числе у нефтяников.

По предложению Минфина демпферные выплаты сокращены в два раза с 1 сентября. Немедленного эффекта это не возымело. И тут многие критики демпфера как метода сдерживания внутренних цен вспомнили свои старые прогнозы, согласно которым сам по себе этот механизм не стимулирует снижать цены на топливо. И чем выше разрыв между валютными доходами вовне и рублевыми ценами внутри, тем меньше желания сдерживать последние. Сложная формула демпфера предусматривает определенный ценовой коридор, привязанный к выплатам. На практике цена всегда тянется к верхнему потолку, а поскольку компенсации поступают еще и задним числом, то есть искушение "заложить" цену повыше.

Некоторые чиновники стали искать во всем "происки спекулянтов", а точнее - следы "теневого экспорта" нефтепродуктов, которые на бумаге идут на внутренний рынок, а в реальности - на внешний. На деле, если такие поставки и есть, то составляют незначительную долю рынка, сейчас все же не 90-е на дворе. Велико искушение вообще директивно снизить экспорт, прежде всего, дизтоплива. На это пока не решились, и причина проста: сейчас в страну приходит не так уж много валюты от экспорта. Особенно по сравнению с прошлым годом. Нефтегазовые поступления в первые месяцы этого года сократились примерно на 40% (европейский рынок газа, например, обвалился). Тогда как импорт частично восстановился, значительная его часть носит критический характер, ее нельзя просто так урезать. Если еще и сознательно сократить экспорт нефтепродуктов, то страна может остаться без валюты, и тогда мы увидим доллар уже по 200 рублей.

Что можно сделать? Например, увеличить обязательные квоты на поставки бензина (от производства), незначительно (но именно незначительно) скорректировать экспорт, возможно, временно увеличить демпфер. Стабилизирующее воздействие может оказать повышение с 1 сентября экспортных пошлин на нефть примерно на четверть - до 21,4 долл. за тонну. Можно просто переждать до октября, когда спадет летний пик спроса на бензин, однако при этом как-то суметь обеспечить стабильные поставки топлива для уборочных работ.

Однако не стоит ждать чудес. Цены на бензин не удастся вернуть на прежний уровень. Он традиционно в последние годы дорожал примерно на 7% ежегодно, стремясь к условному доллару за литр. Это не значит, что мы увидим на АЗС ценник в 100-110 рублей за литр (хотя в Европе 1,5 евро за литр - норма). Но, возможно, стабилизация цен ждет нас на уровне около 70 рублей за литр АИ-95, по дизелю чуть ниже. Принципиально вопрос стоит так: или мы остаемся "в рынке", принимая в том числе неприятные последствия рыночного ценообразования, или возвращаемся к административному регулированию с неизбежным сопутствующим дефицитом и еще более "страшными" ценами на "черном рынке".

Источник: Российская газета

Полная версия