Шаскольский напомнил, что с 1 марта по 31 августа введен запрет на экспорт бензина, а также увеличен минимальный объем продаж дизельного топлива на бирже в России - с 12,5% до 16% от объема производства.
Между тем еще один механизм для стабилизации цен, в том числе на топливном рынке, рассматривают сейчас в Госдуме. Законопроект об отвязке внутренних цен на товары от мировых индикаторов уже прошел первое чтение.
Однако эксперты "РГ" полагают, что такой механизм несильно повлияет на стоимость товаров для конечного потребителя. Те же внутренние цены на бензин, дизельное топливо (ДТ) и другие нефтепродукты искусственно отвязать от мировых котировок нельзя. Это экспортные товары, и их стоимость будет формироваться как на нашем рынке, так и за границей, где они торгуются.
Такое мнение высказал "РГ" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Инициатива, по его словам, никак не поможет в сдерживании цен на топливо в России. Нужно развивать рыночные механизмы, бороться за увеличение веса внутреннего рынка в ценообразовании на нефтепродукты. Совсем отменить влияние экспортных цен возможно, лишь запретив поставки товара за границу. Как, например, сейчас временно сделано с бензином, утверждает эксперт.
Для защиты внутреннего рынка, чтобы не было дефицита и цены в России были ниже, в 2019 году придумали абсолютно рыночный механизм - демпфер (компенсация из бюджета нефтяным компаниям части разницы между экспортными и внутренними ценами на топливо). Причем обеспечивался демпфер выплатами по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Но этот механизм связан с экспортными ценами на нефтепродукты, а НДПИ - с ценой нефти на мировом рынке. Непонятно, как от этого отвязаться, отмечает Симонов.
Вице-президент - начальник аналитического департамента Газпромбанка Дарья Снитко считает, что законопроект касается рынков, которые определены как монопольные или с ограниченной конкуренцией. Среди них почти нет продовольственных товаров или сырьевых биржевых товаров. Но под действие документа может попасть отдельная промышленная продукция, полуфабрикаты.
Согласно законопроекту, на монопольных рынках нельзя будет поднимать цену, к примеру, только потому, что курс доллара или евро вырос. Сейчас это возможно даже при стабильных ценах на мировом рынке - компании аргументируют это упущенной выгодой. Такую логику предлагается заменить форматом "затраты плюс" - менять цены можно будет при росте затрат с учетом сохранения нормы прибыли, поясняет Снитко. Она считает, что для правильного понимания рынка и регулирования национальные бенчмарки необходимы, будь то биржевые цены внутреннего рынка или индикаторы, сформированные на внебиржевых сделках.
Цены на бензин, дизтопливо и другие нефтепродукты отвязать от мировых котировок нельзяГенеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько говорит, что практически по всему базовому продовольствию внутренние цены зависят от мировых. А есть товары, по которым мировые цены зависят от наших - в частности, пшеница, поскольку мы являемся главным ее поставщиком на мировой рынок. Но по отдельной агропродукции цены в России уже и так частично отвязаны от мировых с помощью экспортных пошлин - например, по зерну или подсолнечному маслу. "Правда, большой радости от этого наши растениеводы не получили, поскольку отвязка, мягко говоря, не привела к росту рентабельности. Если и отвязывать цены от мировых цен на какие-то продукты, то делать это надо очень аккуратно, досконально изучив возможные негативные последствия", - говорит эксперт.
На рынок строительных материалов и на сметные расчеты для строителей законодательная инициатива об отвязке цен не окажет сильного влияния, считает исполнительный директор консалтинговой компании СМПРО, руководитель Аналитического центра НОПСМ Евгений Высоцкий.
"Из основных строительных материалов некоторую привязку к мировым ценам имеет строительный металлопрокат. Все остальные базовые строительные материалы - это товар с высокой долей стоимости транспортной составляющей в стоимости у потребителя", - отметил Высоцкий. По его словам, покупатель в РФ платит треть и более стоимости за доставку, поэтому цена на товар зависит от рынка транспортных услуг и возможности логистической инфраструктуры.
Российская газета - Федеральный выпуск: №51(9293)