По ее словам, речь идет о поставках обогащенного урана, который используется для нужд, прежде всего, гражданской ядерной энергетики. Однако обогатительных заводов в мире еще меньше, чем стран, добывающих уран.
"Второй фактор - все контракты в этой области носят, как правило, длительный характер и разорвать их по каким-то причинам - означает огромные издержки для всех заинтересованных субъектов", - отметила Панина.
Учитывая, с одной стороны, что очень ограниченное количество стран в мире в принципе производит урановое топливо и при этом его огромную значимость для проведения ядерных исследований и ядерной энергетики как таковой, считает она.
"С другой стороны, трудно себе представить ситуацию с точки зрения технологических, экономических и научных государственных интересов при которой любая страна - закупщик или продавец - откажется от таких контрактов при такой степени ограниченности источников получения уранового топлива для поддержания своей энергетики и в частности атомных электростанций", - пояснила эксперт.
В США есть волнение, что собственные предприятия мало занимаются обогащением и выработкой, и отказаться от импорта российского обогащенного урана экономически сейчас для США невыгодно. Об этом "РГ" рассказал доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев.
"США вынуждены делать прямые закупки - это и безопасно, и по более низкой цене. Россия, Казахстан и Узбекистан давно поставляют США более половины урана для почти сотни американских АЭС", - пояснил он.
"Росатом" обеспечивает весь мир с долей почти 40% мирового обогащения урана. Но для России экспорт в США становится все менее интересным, так как основные стройки реакторов сместились в Китай, Индию и Иран, рассказал эксперт.
В России находится половина мировых мощностей по разделению изотопов урана. Наша страна использует самую эффективную газоцентрифужную технологию обогащения. Доля США в российском экспорте сократилась с 6,8 до 1,2%.
По итогам 11 месяцев 2023 года США уже купили у России этого топлива на максимальную с 2010 года сумму - 96 миллионов долларов, уточнил Тимофеев.
"Понятно, что мировой спрос на уран продолжит рост, так как переход на зеленую энергетику выгоднее осуществлять через увеличение количества АЭС. Поэтому объектом поставок является высокопробное низкообогащенное урановое топливо (HALEU), для использования в реакторах нового поколения", - заключил он.