Екатерина Геннадиевна, какова сейчас доля отечественной продукции на фармрынке?
Екатерина Приезжева: У нас рынок показывает стабильный рост, который мы наблюдаем с прошлого года. По результатам первого полугодия 2023 года доля отечественной продукции в денежном выражении составляет 36%, а вот в натуральном выражении - 63%.
В России не выпускают некоторые субстанции и препараты для лечения редких заболеваний. Например, было много шума вокруг препарата для диабетиков "Оземпик". У нас ведутся разработки аналогов?
Екатерина Приезжева: Принята стратегия "Фарма-2030", и производство фармсубстанций по полному циклу одна из приоритетных задач. У нас по полному циклу производится порядка 53% фармсубстанций из перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов.
Кстати, зависимость от китайской и частично индийской сырьевой базы является характерной не только для России, но и для стран Европы и США, в настоящее время она составляет порядка 80% от общего объема необходимого сырья.
Поэтому вторая задача, тесно с этим связанная, это декомпозиция всех наших вопросов для смежных отраслей. Тут в частности речь идет о развитии малотоннажной химии, потому что именно это нам поможет организовать свое производство по полному циклу.
Если говорить про "Оземпик" - это торговое наименование, МНН (международное непатентованное наименование) у него "Семаглутид", и этот препарат находится под патентной защитой до 2026 года. Несмотря на это, наш российский производитель "Герофарм" 6 октября 2023 года зарегистрировал отечественный воспроизведенный лекарственный препарат соответствующего МНН "Семаглутид".
Российские компании на конкурсной основе получат субсидии на разработку и регистрацию лекарственных препаратов, защищенные патентами в РФОтмечу, что у нас имеется механизм, который называется "Продукты на полку". Благодаря ему российские производители получают субсидии на разработку препаратов, находящихся под патентной защитой. Механизм работает следующим образом: российские компании на конкурсной основе получат субсидии на разработку и регистрацию лекарственных препаратов, защищенные на территории Российской Федерации патентами.
При этом дальнейшая коммерциализация результатов проекта и ввод в гражданский оборот разработанных и зарегистрированных лекарственных препаратов не предусмотрен до момента и в случае ухода с рынка иностранных компаний, лекарственные препараты которых находятся под патентной защитой или истечения срока действия соответствующего патента.
То есть мы делаем такой запас на будущее, если вдруг что-то случится, у нас уже будут готовые отечественные аналоги с регистрационными удостоверениями, и это нам позволит максимально быстро насытить рынок нужными препаратами и избежать дефектуры.
Ранее вице-премьер - глава минпромторга Денис Мантуров заявил, что будет введена маркировка косметики, бытовой химии, титановой продукции, корма для животных и других товаров. В какие сроки планируется вводить маркировку?
Екатерина Приезжева: С 15 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года, у нас уже проводится добровольный эксперимент по маркировке икры, осетровых и лососевых видов рыб. С 1 сентября этого года вот как раз у нас стартовал эксперимент по титановой металлопродукции, продлится он по 31 марта следующего года. Далее, 15 октября запущен эксперимент по отдельным видам технических средств реабилитации. В части радиоэлектроники, мы надеемся, эксперимент запустится с 1 ноября этого года. Эксперимент продлится как раз до конца февраля 2025 года. Эксперимент по маркировке оптоволокна запланирован с 1 ноября текущего года по декабрь 2024-го. В настоящее время, как сказал Денис Валентинович Мантуров, мы планируем запустить еще несколько экспериментов.
Так, например, сейчас вместе с отраслевым сообществом прорабатывается проведение эксперимента по маркировке растительных масел, косметики и бытовой химии с 1 декабря 2023 года. И также с 1 декабря мы надеемся, что у нас начнется эксперимент по маркировке детских игрушек. Кроме этого, минпромторг предлагает еще приступить к проведению экспериментов по маркировке кормов и препаратов для животных.
53 процента фармсубстанций из перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов производится в РоссииОднако еще раз хочу напомнить, что у нас все эксперименты являются, во-первых, добровольными. Во-вторых, что немаловажно, они все бесплатные и оборудование участникам эксперимента на время его проведения предоставляется безвозмездно оператором ЦРПТ.
То есть маркировка делается для того, чтобы избежать контрафакта?
Екатерина Приезжева: Там много задач защиты, и не только от контрафакта, а также от нелегального оборота, фальсификата, и нелегальной продукции, и незаконно ввезенной продукции. Вот маркировка ставит всему этому барьер. Но это только как бы один аспект, второй аспект - возможность детально прослеживать все товарные потоки. Кроме того, сейчас мы делаем упор на то, чтобы маркировка и наличие кода маркировки на продукции говорили о качестве этой продукции. Вот, например, вода у нас стоит на столе, и на ней есть маркировка, а значит, идет привязка конкретной бутылки с реестром Роснедр, интегрированным с системой цифровой маркировки. Таким образом, мы понимаем, из какой скважины эта вода действительно была добыта, какие у нее свойства, минеральный состав и так далее. Маркировка - это доказательство того, что вода действительно добыта из минерального источника и это не подделка. Когда мы ввели маркировку, то обнаружили, что воды на рынке продается многократно больше, чем добытой из скважины по лицензии. И как раз вот эта привязка к Роснедрам, она нам позволяет понять, действительно ли в бутылку налита вода из скважины либо она, например, из батареи.
Можете сказать, какая доля контрафакта была выявлена?
Екатерина Приезжева: По той же упакованной воде маркировка будет внедряться поэтапно до 2025 года, поэтому требования о поэкземплярной прослеживаемости каждой единицы продукции, каждой бутылки еще не вступили в силу. Поэтому говорить о конкретном эффекте можно будет после вступления в силу всех предусмотренных требований. Впрочем, уже сейчас мы видим обеление рынка обуви на треть, рынка шин - более чем вдвое. Почти на четверть у нас легализован рынок парфюмерной продукции.
Российская газета - Федеральный выпуск: №241(9186)