"Российская газета" ознакомилась с копией документа. Истории попавших в такую ситуацию пассажиров подтверждают, что проблема есть и её надо решать на законодательном уровне.
"Я несколько раз попадал на автоматическую отмену авиабилетов авиакомпаниями, - делится историей турист Олег. - Самая яркая история произошла несколько лет назад и связана с перелетом British Airways в Лондон, я тогда проспал. Приехав в аэропорт, я взял билет на следующий рейс, поскольку самолеты летали каждые два часа. Но тогда у меня слетел обратный сегмент, и мне пришлось в обратную сторону тоже отдельно брать билет. Был такой опыт и с российскими перевозчиками".
В понимании авиакомпаний билеты формата "туда-обратно" считаются не разными продуктами, а единым целымВажно понимать, что авиабилеты "туда-обратно" воспринимаются пассажирами как некие разные вещи, но в глазах авиакомпаний это один продукт, состоящий из нескольких перелетов. И если не воспользоваться его частью, то перевозчик автоматически считает, что пассажир не воспользовался всем продуктом.
Обращение было направлено в связи с большим количеством нарушений прав пассажиров в части аннуляции обратных авиабилетов, отмечает Зотов. Этому также поспособствовало ужесточение правил одной из крупных российских авиакомпаний. Раньше перевозчик давал опоздавшим пассажирам хотя бы 30 минут после вылета рейса на то, чтобы они сообщили о своем намерении воспользоваться обратным билетом, но с конца 2023 года компания стала требовать уведомлять об этом не позднее чем за 40 минут до вылета рейса. Таким образом, опоздавших на рейс пассажиров фактически лишили возможности сохранить второй, обратный билет.
В п. 27 приказа минтранса № 82, утверждающего Федеральные авиационные правила, сказано, что если пассажир не воспользовался забронированным местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то "перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каком-либо участке маршрута перевозки только в том случае, если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки".
Таким образом, у пассажира, опоздавшего на рейс "туда", есть право сохранить обратный авиабилет. Для этого он должен сообщить перевозчику о своем намерении продолжить полет на последующих участках маршрута перевозки. Однако сейчас в федеральных авиационных правилах не прописаны конкретные временные сроки, и в итоге авиакомпания трактует эти нормы в свою пользу, заставляя пассажира уведомлять об отказе вылета за 40 минут. Но поскольку этого люди не знают, то всегда обращаются позднее, когда билет уже сгорел, отмечает председатель ООП.
"Мы предлагаем внести коррективы по времени, чтобы пассажир мог информировать о своем намерении сохранить обратный билет в течение 24 часов от времени вылета по первому рейсу в едином билете. Это не даст авиакомпаниям спекулировать формулировками", - комментирует Илья Зотов.
Также в объединении пассажиров считают, что для отмены бронирования авиакомпания должна направить информацию в адрес пассажира с уточнением об актуальности обратного билета, и только после подтверждения пассажира данное бронирование аннулировать.
Кроме того, пассажиры могут вообще не знать об этом правиле, ведь на момент приобретения билета "туда и обратно" авиакомпании не информируют о подобном, и об отмене бронирования человек узнает уже по факту, когда не может вылететь "обратно". В результате авиакомпании на одном таком пассажире зарабатывают как минимум дважды, считают в ООП.
"Ситуация складывается следующим образом: пассажир покупает у авиакомпаний в одном бронировании билет "туда и обратно", но не является на рейс по различным причинам, например из-за того, что опоздал на регистрацию. В итоге в большинстве случаев пассажир покупает новый билет "туда", зная, что обратный уже приобретен и он от него не отказывался. Однако при этом авиакомпании в одностороннем порядке отменяют бронирование, и рейс в обратную сторону становится невозможным", - отмечается в письме общественников.
"Российская газета" изучила правила аннуляции части составных билетов росийских авиакомпаний. Так, у "Победы" не указано каких-либо временных рамок, в течение которых пассажир должен предупредить о намерении вопрользоваться второй частью единого билета, "Аэрофлот" требует уведомить минимум за 30 минут до отправки рейса, а в Utair необходимо обращаться не менее, чем за 40 минут до первого вылета.
По словам исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, такая практика существует очень давно и не только в России. Изначально это было связано с технологическими особенностями, теперь же в большей степени - с коммерческими интересами авиакомпаний.
Авиакомпании не готовы на самых дешевых тарифах предлагать пассажирам возможность сохранить второй и последующие сегменты в брони"Важно понимать, что системы бронирования, а это внешние по отношению к авиакомпаниям поставщики услуг, за изменения в брони берут с перевозчиков деньги, поэтому авиакомпании не готовы на самых дешевых тарифах предлагать пассажирам возможность сохранения второго и последующего сегментов в брони. Поэтому на таких тарифах они просто аннулируют все сегменты после пропущенного. На дорогих рейсах авиакомпании позволяют вносить изменения, иногда без доплаты, порой по звонку в колл-центр", - отмечает авиаэксперт.
Он также добавил, что перевозчики могут продать билет на высвободившееся место только в том случае, если до рейса еще есть время и спрос на рейс достаточно высокий. Так что зачастую компания просто теряет это место.
Российская газета - Федеральный выпуск: №72(9314)