Командир взвода технической разведки спецотряда "Оскол" с позывным Бяша родом со Ставропольского края, из города Минеральные Воды. В зону спецоперации пришел добровольцем. В мирной жизни работал в автомастерской мотористом. Делал ремонты любой сложности. Сначала применял свои навыки в рембате. Затем его пригласили в техническую разведку.
"Здесь не нужны люди, которые могут просто стрелять, надо быстро оценивать, нужно ли эвакуировать технику, можно ли ее восстановить или пустить на запчасти. Причем оценка идет очень оперативно. Времени лазить с ключами и штангенциркулем нет", - говорит командир взвода.
В технической разведке Бяша уже полтора года. Побывал в разных передрягах, но переходить в более спокойное подразделение, где обязательно пригодились бы его знания и руки, не хочет.
Если ВСУ засекли группу, то не начинают сразу активничать. Ждут, когда разведка двинется на эвакуацию, чтобы одним ударом накрыть и людей, и техникуРабота разведчика начинается с осмотра линии боевого соприкосновения. В небо запускается коптер, который дает картинку поля боя. Причем висит он высоко в небе. Спуститься пониже, чтобы детально рассмотреть технику, оператор дрона не может. Собьют либо свои, либо противник. Не любят на линии боевого соприкосновения "птичек" в небе. С дрона только приблизительно можно понять, в каком квадрате что находится. Поэтому разведчики накладывают точки, где находятся подбитые машины, на карту, прорабатывают детали маршрута и выезжают к линии боевого соприкосновения.
"Не доезжая до поля боя нескольких километров, мы спешиваемся и следуем до подбитой техники. Где бегом, где ползком, где вообще замираем, чтобы дрон не засек", - рассказывает Бяша.
Уже на месте разведка принимает решение - стоит ли овчинка выделки. Если принимается решение выдергивать технику с поля боя, то наступает следующий этап - эвакуация.
Разведчики стараются сделать все по-тихому, но любое непонятное шевеление людей и техники на поле боя не остается незамеченным. Для противника технари, которые пытаются выдернуть машину у него из-под носа, цель приоритетная.
По словам командира, если солдаты ВСУ засекли группу, то не начинают сразу проявлять активность. Ждут, когда разведка двинется на эвакуацию, чтобы одним ударом накрыть и людей, и технику.
"Можем и рано утром начинать эвакуацию, ночью тоже работаем, можем и в наглую, среди бела дня дергать технику. Все от ситуации зависит. Днем противник как правило не ожидает такого нахальства, поэтому используем элемент неожиданности. Но если нас заметили, то прилетать начнет со всех сторон", - говорит комвзвода.
Есть в этой работе и свои неписанные нормативы. Осмотр техники - не более 10 минут, эвакуация - не более 15. За 10 минут разведчик должен понять состояние техники. Оценить, может ли она пойти своим ходом или ее нужно тянуть волоком. Быстро проверяется моторный отсек, ходовая, состояние колес или гусениц. После того как решение по технике принято, начинает работать эвакуационная группа. На поле выскакивает эвакуационная машина, на нее быстро подцепляют пострадавшую машину и также быстро выдергивают ее в безопасное место. Если работа затягивается более чем на 15 минут, то в этот квадрат от противника летит все, что может лететь.
Бяша вспоминает, что самое необычно, что ему приходилось вытягивать с поля боя, это башня от американской БМП М2 Bradley.
"Ее нужно было взять в очень необычном месте. Мы к этой башне пытались прорваться дней пять. Целая спецоперация была спланирована. На подходе нас начинали обрабатывать и дронами, и минами. Противник еще и заминировал саму башню и все подходы к ней. Пришлось самостоятельно все разминировать. В итоге все получилось. Времени поднимать башню в кузов не было, поэтому мы ее просто зацепили и потащили волоком до безопасной зоны. Там ее уже перегрузили на "Урал" и отправили в тыл. Башня нужна была одному из наших институтов для изучения. Надеюсь, что она им пригодилась", - вспоминает Бяша.
Нередко разведчикам приходится вступать в непосредственный огневой контакт с противником. К месту эвакуации выдвигается пехота ВСУ, чтобы уничтожить группу, по пути в тыл разведчики нарывались и на диверсионно-разведывательные группы ВСУ.
"Ничего, отбиваемся. Парни у нас все подготовленные, прошли уже и огонь, и воду. Видимо, не ожидают от нас такой прыти, поэтому отходят сразу. Прямой бой не держат", - говорит командир.
За те полтора года, которые Бяша находится на СВО, на счету его группы более сотни единиц эвакуированной техники. Начиная от обычных машин, заканчивая бронетранспортерами и боевыми машинами пехоты.
Командир взвода говорит, что самое главное для бойца техразведки это выносливость, потому что очень много километров приходится наматывать на своих двоих. Внимательность, так как на линии боевого соприкосновения от малейших деталей зависит твоя жизнь. Ну и конечно большой опыт работы с техникой.
"Без опыта тут делать нечего. Быстро поставить машине диагноз, починить ее за короткое время может только человек, долгие годы работавший с техникой. Мы, к примеру, можем провести диагностику и восстановить легковушку за полчаса, потому что неоднократно разбирали такие машины до винтика, а затем собирали их", - рассказывает Бяша.
Разведчики прекрасно понимают, что каждый их выезд может стать последним. Однако отказников в отряде нет. Казаки любят свою рискованную работу. В техразведке, как у мушкетеров: один за всех и все за одного.
Российская газета - Федеральный выпуск: №245(9487)Донецкая Народная РеспубликаВ регионахСпециальная военная операция по защите ДНР и ЛНР