«Не надо орденов, я паспорт получил»: как живёт прифронтовая Херсонская область

Паспорт с двуглавым орлом они получили не по рождению, а выбрали Россию в дни, когда другие колебались. Пророссийским «коллаборантам» украинские националисты, СБУ и ВСУ обещали быструю и жестокую расправу. Однако жители Херсонской области проголосовали за то, чтобы вернуться в Россию. Как регион живёт сегодня — в репортаже корреспондента RT.

RT

«Родина всегда прощает, слишком добрая Россия»

«Чтобы эти люди голосовали за Россию?» — от возмущения Виктор Викторович Подоляк, глава сельсовета села Стрелковое, даже встаёт с кресла и начинает расхаживать по кабинету. Так эмоционально он реагирует на рассказ о том, что на референдуме о вхождении в состав страны в 2022-м голосовали и те, кого зовут «ждунами» — желавшими возвращения Украины.

Байка эта ходит в посёлке с подачи одного из членов избиркомов той поры: дескать, были такие, кто помитинговал под жёлто-синими флагами, а потом бросил бюллетень «за» в урну.

Виктор Викторович это считает клеветой на односельчан. «Вы сами посудите, вот я бы пошёл голосовать за Украину? Вы себе такое представить можете? — горячится Виктор Викторович. — Я ж это всё видел своими глазами, как голосовали. И я ж сам ходил, звал на референдум. Так они, эти «ждуны», от меня бегали, петляли, в глаза боялись посмотреть. И было их совсем немного, по пальцам могу сосчитать».

Секретарь Анна заглядывает в кабинет, чтобы посмотреть, отчего шеф повышает голос, и сразу включается в разговор: «Зато на [местные] выборы почти все пошли».

«На выборы все пошли, — подтверждает уже успокоившийся глава сельсовета.— Да, на выборах они голосовали. Приняли и власть, и страну — про себя, может, по привычке возмущаются. Успокоятся скоро».

Обижаются Виктор Викторович и Анна не просто так — чтобы выбрать Россию, взять российский паспорт осенью 2022-го требовалось мужество. С украинской стороны угрожали уголовным преследованием, даже убийствами — это были не пустые угрозы, и они продолжают поступать.

Уехавшие на подконтрольные Киеву территории бывшие сограждане советовали посмотреть, куда качнётся ситуация — быть «ждуном» выглядело как вполне себе оправданная с точки зрения обывателя тактика выживания. В украинских блогосфере и СМИ (а их многие читали и смотрели — и по привычке, и из-за того, что на той стороне остались друзья и близкие) рассказывали о неминуемой «победе» с известными последствиями для «коллаборантов».

Но село, как и область в целом, пошло на референдум. И анекдоты про хитрых поселян типа изображённых в «Свадьбе в Малиновке» — «опять власть меняется» — кажутся Виктору Викторовичу оскорбительными для его земляков. Жители области и его села — не жертвы обстоятельств, а люди, сделавшие осознанный выбор в сложных условиях, настаивает он.

После эмоциональной вспышки Виктор Викторович и Анна успокаиваются, демонстрируют документы, чтобы показать, что в село возвращаются люди.

«Зато теперь они паспорта взяли и вновь приехавших консультируют — как паспорт получить, как документы переоформить. А этим «ждунам» мы же не можем ничего сказать, они такие же граждане, как и мы, — как будто жалуется секретарь. — Наша Родина всегда прощает, слишком добрая Россия…»

Да, по закону все равны — и те, кто вернул Россию на эти земли, и те, кто просто смирился, соглашается Виктор Викторович. Разве это справедливо? Но раз государство, которому он служит, решило, что это так, он с этим согласен. В конце концов, он сам за это проголосовал. И единицы погоды не делают.

«Исторические фильмы и реальность смешивались»

Сергей Заболотний, мастер боевых искусств, — один из тех, кто вынужденно покинул родной Херсон в 2022-м. Ушёл из города, в котором, по версии Киева, шатал как мог государственность бывшей УССР — с единомышленниками устраивал детские праздники и поэтические вечера. Судьба забросила его в маленький курортный городок на краю Херсонской области на черноморском побережье — Скадовск. Чтобы понять, чем историческая Россия отличается от бывшей УССР, нужна экскурсия по Скадовску, уверяет он.

Источник: RT новости

Полная версия