RT ознакомился с данными в ходе расследования уголовного дела показаниями бывшего полковника ВСУ Романа Червинского, которого украинские власти обвиняют в неудачной попытке угнать российский истребитель-бомбардировщик Су-34.
Провальная операция украинских спецслужб была проведена летом 2022 года. Тогда сотрудники ВСУ и СБУ попытались завербовать российского военного лётчика, чтобы тот перегнал Су-34 на территорию Украины. Таким образом Киев хотел не только завладеть боевым самолётом, но и ударить по имиджу России.
Однако российские правоохранители и контрразведчики узнали о планах Киева, а лётчик, прикинувшись перебежчиком, продолжил договариваться с вербовщиками о времени и месте посадки бомбардировщика.
23 июля 2022 года ВС РФ ударили по авиабазе Канатово в Кировоградской области, где в этот момент собрались больше 20 украинских военнослужащих, в том числе офицеры ВСУ, ожидающие встретить самолёт.
В результате российской атаки погиб командир войсковой части А1469 ВСУ, 17 военных были ранены, сообщили в СБУ.
«Также были полностью уничтожены два боевых истребителя Воздушных сил ВСУ, а взлётная полоса и другая техника и здания получили значительные повреждения», — говорилось в сообщении ведомства.
После громкой неудачи на Украине возбудили уголовное дело. Местные СМИ с подачи силовиков сообщали, что всю операцию по вербовке лётчика якобы организовал полковник Роман Червинский, который служил в Силах специальных операций (ССО) ВСУ. По версии следствия, Червинский не поставил в известность начальство и спецслужбы Украины.
В СБУ заявили, что операция проводилась «несмотря на возражения СБУ и без согласия соответствующих госорганов». В апреле 2023 года Червинского задержали по уголовному делу, а затем арестовали. Бывшему полковнику вменяют превышение должностных полномочий, ему грозит до 12 лет лишения свободы.
Сам Роман Червинский не признаёт свою вину, а на допросах заявляет, что был рядовым участником межведомственной группы, в которую входили сотрудники ВСУ и СБУ. Операция спецслужб по угону российского военного самолёта координировалась на самом верху, в курсе были руководители обоих ведомств, утверждает экс-полковник ВСУ.
Согласно протоколу его допроса, с которым ознакомился RT, именно главком ВСУ Валерий Залужный подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая занималась спецоперацией.