"Они съедают нас заживо". В ВМС США вскрылась системная проблема

Пентагон продлевает предельный срок службы ракетных крейсеров

© Фото : U. S. Navy/David A. Levy

МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Пентагон пока не спешит отказываться от крейсеров класса Ticonderoga.

На днях в военном ведомстве объявили о продлении срока службы трех таких вымпелов. Ожидают, что они останутся в строю как минимум до 2027-го.

В то же время многие из этих кораблей, несмотря на усилия по модернизации, уже не способны в полной мере выполнять боевые задачи в Мировом океане."Золотые" кораблиВ официальном сообщении ВМС США говорится о USS Gettysburgh (CG-64), USS Chosin (CG-65) и USS Cape St.

George (CG-71). Особо подчеркивается, что за последние годы эти корабли были отремонтированы и получили масштабные обновления боевых систем.

В частности, "Чосин" недавно участвовал в учениях по перезарядке ракетных пусковых установок в море. В Пентагоне эту возможность назвали революционной, поскольку крейсеру больше не нужно заходить в порт.

Программа модернизации "Тикондерог" очень непросто далась американским ВМС. Планировали обновить семь крейсеров.

Однако расходы на модернизацию резко возросли: после вскрытия на верфях обнаружилось множество неожиданных неисправностей. Стоимость работ сильно превысила суммы контрактов (от 150 до 175 миллионов долларов за каждый корабль).

В итоге решили отправить в резерв Hue City (CG-66), Anzio (CG-68), Vicksburg (CG-69) и Cowpens (CG-63).В качестве оправдания в Пентагоне ссылались на устаревающую судоремонтную базу, нарушения производственных цепочек из-за пандемии COVID-19 и нехватку квалифицированных кадров.

По большему счету, эти корабли, вплотную приблизившиеся к предельному 35-летнему сроку службы, уже давно превратились в обузу для военных. В течение многих лет адмиралы лоббировали в конгрессе разрешение на досрочное снятие с эксплуатации некоторых крейсеров, однако там эти инициативы блокировали, указывая на недопустимость сокращения флота.

"Их техническое обслуживание съедает нас заживо", — говорил в начале 2022-го тогдашний начальник военно-морских операций адмирал Майк Гилдей. — Мы платим на десятки миллионов долларов больше, чем ожидали, для поддержания на плаву кораблей, которые уже никогда не будут новыми.

Только с 2016-го по 2021-й мы инвестировали 2,4 миллиарда в их модернизацию". Злосчастный "Виксбург"Из 27 крейсеров класса "Тикондерога", принятых на вооружение с 1983-го по 1994-й, в строю остается только девять.

В этом году в резерв вывели пять кораблей. В частности, на пенсию отправили Vicksburg, отслуживший 33 года.

Пожалуй, его судьба — наиболее яркий пример того, с какими сложностями сталкиваются американцы при модернизации старых вымпелов. Характерно высказывание одного представителя ВМС, опубликованное в 2020-м в Navy Times: "Корабль похож на чертову свалку, которая вдобавок горит".

"Виксбург" окончательно пришел в негодность, пока простаивал на приколе в ожидании ремонта. Фактически сгнил у родных берегов.

Это поняли не сразу. Корабль отправили в сухой док в 2016-м, но к 2020-му стоимость программы модернизации увеличилась со 175 миллионов долларов до полумиллиарда.

Хотя с "Виксбургом" фактически еще не начали работать — верфи были перегружены более приоритетными заказами.Все это привело к тому, что команда крейсера, отчаявшись сидеть на берегу, принялась массово подавать рапорты на увольнение и перевод на другие объекты.

А сенатор-республиканец Роджер Уикер и вовсе заявил: "Создается впечатление, что ВМС на самом деле никогда не собирались возвращать "Виксбург" в строй. Ему дали тихо умереть".

Потратив огромные суммы, ветхий крейсер в итоге отправили в утиль.Судьба линкоровВ Вашингтоне еще в нулевые годы обсуждали возможность продлить срок службы крейсеров до 52 лет.

На одних собирались заделать трещины в корпусе, на других — обновить бортовую электронику и починить силовые установки. Однако аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок ВМС США Брайан Кларк уверен: этого недостаточно для современной войны на море.

"Крейсеры строились без большого задела на модернизацию систем вооружения, — объясняет он. — Пятидесятилетняя "Тикондерога" с оружием полувековой давности не сможет выполнять боевые задачи так же эффективно, как современные корабли.

Нужно вложить много денег в модернизацию боевых систем. Иначе крейсер станет "плавучим арсеналом", получающим целеуказание для ракет от других платформ".

Впрочем, замену уже нашли. Так, в 2023-м ВМС получили эсминец класса Arleigh Burke новой серии Flight III — Jack Lucas (DDG-125).

Корабли этого типа по боевым возможностям вполне соответствуют крейсерам 1980-1990-х. Да, уступают по мощности ракетного залпа, однако их обслуживание обходится значительно дешевле.

Кроме того, там хватит места, чтобы разместить командные пункты ВВС и ПВО, которые сегодня находятся на "Тикондерогах". Очевидно, эра крейсеров уходит.

Сегодня, помимо американцев, этим классом боевых кораблей обладает только Россия. В ВМФ числятся два тяжелых атомных ракетных крейсера типа 1144 "Орлан" (один из них на модернизации) и два типа 1164 "Атлант".

И на Западе, и на Востоке ставку делают на относительно небольшие малозаметные ударные платформы. Крейсеры постигла участь линейных кораблей времен Второй мировой.

Красивые и могучие, они попросту не угнались за развитием военной мысли.

Источник: РИА новости

Полная версия