— 130 лет назад была основана музыкальная школа сестёр Гнесиных — одна из первых в Российской империи. Как Елена, Евгения и Мария пришли к тому, чтобы создать школу?
— В какой-то степени идею открыть училище сёстрам подсказал один из их педагогов, профессор консерватории Николай Кашкин. Большую поддержку оказал директор консерватории Василий Ильич Сафонов. У сестёр заметили предрасположенность к педагогике. Московская консерватория даже предоставляла площадку для выступлений их учеников. Это говорит о том, что их труд был интересен и важен.
— Можно ли назвать задумку революционной?
— Она была и революционной, и соответствовала духу эпохи. В 1860-е годы начали работать две консерватории — Петербургская и Московская. Их открытие совпало с подъёмом как в российской культуре в целом, так и в музыке — в Петербурге возникла «Могучая кучка», в Москве — Беляевский кружок. А в 1985 году появилась Гнесинка — будущий флагман музыкальной педагогики. Главная заслуга сестёр в том, что они определили важные начальные ступени музыкального образования и последовательное формирование музыканта.
— Почему именно Гнесиным впоследствии удалось создать «музыкальный комбинат», как его называли в советское время?
— Здесь роль сыграло их тяготение к системному мышлению по отношению к этой профессии. Их умение методически оснастить будущее отечественное музыкальное образование совпало с объёмным заказом молодого советского государства. Первый выпуск училища пришёлся уже на революционные годы. Решение национализировать учебное заведение приняли сами сёстры.
Нарком просвещения Анатолий Луначарский был близким другом Елены Фабиановны Гнесиной. Он понимал, что главное — дать кадры, которые будут формировать будущее поколение не только музыкантов, но и слушателей. Луначарский очень тепло отнёсся к идеям Елены Фабиановны, он во многом следовал модели, которую предложила семья Гнесиных.