— 20 сентября православные чтут память святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Перед началом Куликовской битвы, в день праздника Рождества Богородицы, Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Что ещё известно о Пересвете и Ослябе?
— Попробуем разобраться. При всей значимости этих фигур в культурной памяти, нужно помнить, что Пересвет и Родион Ослябя (в монашестве — Андрей) герои, скорее, легендарные, чем исторически подтверждённые. О них упоминается в житии Сергия Радонежского, а также в воинских повестях — «Сказании о Мамаевом побоище» и «Задонщине». Эти тексты появились значительно позже Куликовской битвы и не считаются достоверными историческими источниками.
Образы Пересвета и Осляби воплотили народные представления о подвиге русских воинов в борьбе с татарами. В их истории центральной фигурой выступает преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший князя Дмитрия и всё русское войско на победу в Куликовской битве. Не исключено, что этих героев придумали позже, опираясь на реальные события, чтобы подчеркнуть значение преподобного Сергия как духовного наставника. Тем не менее, образы получились по-настоящему героическими.
— Почему такие герои, как Пересвет, Ослябя, Добрыня Никитич и Илья Муромец, превратились в собирательные образы народных защитников и как складывались подобные легенды?
— Герои стали собирательными образами, в которых отразились народные представления о том, каким должен быть настоящий защитник родины. Илья — крестьянский сын, человек из народа, а Добрыня и Пересвет — потомки бояр. Однако все они готовы сражаться с врагом и жертвовать собой ради родной земли.
На примере Пересвета и Осляби видно, как рождается легенда. Их предполагаемое участие в Куликовской битве было описано спустя более ста лет после самого сражения. В целом, век — вполне достаточный срок для рождения легенды: уходят те, кто помнит, как всё было на самом деле, а потомки начинают приукрашивать историю.
