В начале октября на Болотной набережной в Москве, перед фасадом дома культуры «ГЭС-2», установили скульптуру «Садовая лопатка» авторства Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген. Это увеличенная копия бытового инструмента высотой 7 м. Ранее на том же месте была скандальная скульптура «Большая глина №4». Этот объект находился на набережной с 2021 года и был демонтирован 5 августа 2025-го.
Идею ротации арт-объектов перед «ГЭС-2» предложил архитектор Ренцо Пьяно под чьим руководством здание было реконструировано и переоборудовано в дом культуры. Как объясняет программный директор фонда V–A–C и дома культуры «ГЭС-2» Алиса Прудникова, по задумке Пьяно выставочное пространство должно было не ограничиваться стенами бывшей электростанции, а распространиться на окружающую территорию. По её мнению, работа Олденбурга и ван Брюгген поддерживает эту идею.
«В своё время Клас Олденбург сказал, что главная цель искусства — выйти за пределы музея и вращаться вокруг форм, которые объединяют людей. В основе всего, что он создал, как он говорил, было желание прикасаться и быть тронутым. Объект «Садовая лопатка» приглашает к такому совместному поиску красоты в обыденном, размышлению одновременно о серьёзности и ироничности искусства», — заявила эксперт.
Креативный продюсер, основатель экосистемы САБСТАНЦИЯ, сооснователь биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабина Чагина в беседе с RT обратила внимание на то, что, когда предмет искусства находится вне музея, закономерно ожидать от зрителей бурной реакции.
«Паблик-арт — это искусство в общественном пространстве, и в большей степени оно создаётся для неподготовленного зрителя. Если мы идём в музей, мы знаем, что посетим ту или иную выставку и готовимся к ней, то здесь эта случайная, спонтанная встреча и реакция на современное искусство — один из важных факторов», — пояснила Чагина.
