— «Легенда о самбо» посвящена 85-летию самбо и зарождению этого вида спорта в России. Вы неоднократно говорили, что у фильма долгая и непростая судьба. В чём заключались сложности?
— Мы очень благодарны за финансирование Министерству культуры, которое активно поддерживает российское кино. Однако это были довольно скромные деньги, а найти дополнительных инвесторов нам никто не помогал, поэтому всё так затянулось. Съёмки бывают недолгими, но качественный постпродакшн и реклама могут затянуться. Практически так было и с картиной «Красный призрак» — на неё ушло семь лет, а на «Легенду о самбо» — шесть. Это большие сроки.
Хотелось бы, чтобы в России такие патриотические фильмы о легендарных людях или о неизвестном солдате заметили и помогали авторам информацией или небольшими средствами, чтобы мы быстрее реализовывали такие важные проекты. Это картины, в которых многие темы поднимаются не формально, а честно.
— «Легенда о самбо» не первый ваш спортивный фильм. В 2019 году вышла картина «Дикая лига» — о том, как футбол становился народной игрой в России. Планируете ещё снимать фильмы на подобные темы?
— Да, есть ещё несколько идей. Но «Дикая лига» не совсем мой фильм. Это продюсерский проект, где роль режиссёра была урезана. Это в целом проблема российского кино — часто продюсер влезает в работу постановщика и фильм не получается таким, каким был задуман. Надеюсь, в будущем мне ещё выпадет шанс снять кино на эту тему.
— По-вашему, сейчас спортивные фильмы так же популярны, как несколько лет назад, когда выходили такие проекты, как «Движение вверх» и «Легенда №17»?
— Я немного скептически отношусь к такому словосочетанию, как спортивные фильмы. Все фильмы, книги или живопись — о людях. Есть известные фигуры, за которыми стоит спорт, и картины об этих легендарных личностях так или иначе всегда интересны.
Наш фильм тоже о людях — о Спиридонове, Ощепкове, Харлампиеве, которые стояли у истоков самбо. По их судьбам можно проследить, как самбо зарождалось, но всё-таки это не партийная драма, а картина о создателях самбо с элементами боевика и приключения.
— Большинство фильмов о спорте, будь то российские или зарубежные, создаются по определённому шаблону. Как сделать так, чтобы новая картина отличалась от других проектов в этом жанре?
— У каждой картины своя жизнь. Мы, как продолжатели традиций советского кино, искали свой киноязык, чтобы выразить образы в фильме, и нашли решение в конструктивизме. В 1920—1930-е годы искусство в Советском Союзе было передовое. Мы использовали конструктивизм как элемент нашего киноязыка, чтобы картина была более уникальна.