Без компромиссов: 35 лет назад вышел фильм «Игла» с Виктором Цоем

Ровно 35 лет назад, 16 сентября 1988 года, состоялась премьера советского художественного фильма «Игла» — дебютной полнометражной картины режиссёра Рашида Нугманова. Лента имела оглушительный успех — её посмотрели почти 15 млн человек, а исполнителя главной роли, рок-музыканта Виктора Цоя, признали лучшим актёром года по версии журнала «Советский экран». Подробнее о том, как снимали культовую картину, — в материале RT.

globallookpress.com

Премьера драматического триллера Рашида Нугманова «Игла» с Виктором Цоем в главной роли состоялась 16 сентября 1988 года. В том числе благодаря участию именитого артиста к проекту изначально было приковано внимание публики, а первые показы произвели настоящий фурор. Тем не менее сначала судьба «Иглы» была довольно неопределённой.

«За остаток сметы и времени»

К моменту, когда постановщиком картины стал Рашид Нугманов, над ней уже несколько месяцев работала студия «Казахфильм», однако худсовет отклонил пробы, признав их неубедительными. Молодого режиссёра, только окончившего третий курс ВГИКа, пригласили возглавить проект, поскольку сработала его репутация «знакомого с материалом»: до этого он снял короткометражку «Йя-Хха», в которой сыграли культовые фигуры рок-сцены того времени — Виктор Цой, Майк Науменко, Константин Кинчев и другие.

«Сделать «Иглу» мне предложили за остаток сметы и времени. На всю подготовку дали полтора месяца, — вспоминал Нугманов в интервью журналу «Кинопарк». — Я был наглым и согласился, но выдвинул три условия: в главных ролях — непрофессиональные актёры, оператором будет мой родной брат (тоже студент третьего курса) и за мной вольная трактовка сценария. Худсовет подумал и согласился. И директора студии убедил».

По словам режиссёра, первоначальный сценарий он забраковал из-за слишком большого количества текста, который непрофессиональные актёры «превратили бы в детский сад». Впоследствии постановщик утверждал, что в фильме снимался лишь один профессиональный актёр, да и то в эпизоде.

Принцип «жизни врасплох»

Нугманов собрал актёрский состав в полном соответствии со своим видением и стилем работы, который, по его словам, шёл от французской новой волны cinéma vérité и принципа «жизнь врасплох» Дзиги Вертова — на площадке многое строилось на импровизации, а от сценария осталась лишь общая задумка. Большая часть реплик придумывалась с ходу, а артисты зачастую не знали, что будет сниматься в следующей сцене. Режиссёр добивался максимальной естественности от исполнителей ролей, в частности от Виктора Цоя.

Источник: RT новости

Полная версия