У нас предусмотрено несколько способов оформления аварий на дорогах. Если в них есть пострадавшие или, не дай бог, погибшие - только с вызовом ГИБДД на место происшествия. Другого не предусмотрено. Если жертв нет - Госавтоинспекцию вызывать не обязательно. Можно оформить самостоятельно, своими руками, в электронном или бумажном виде.
Но в каждом случае есть свои условия. Главное - фотовидеофиксация машин после ДТП. То есть участники аварии должны сфотографировать произошедшее, части пострадавшего авто. И не просто сфотографировать, а разместить снимки в соответствующем приложении, чтобы они попали в базу данных АИС ОСАГО.
И вот тут начинается. Один автомобилист отошел по своим личным делам, второй с кем-то разговаривал по телефону. В итоге: авария произошла в 16.40 - это установлено судом, и лишь в 18.32 участники ДТП приступили к его оформлению. Без вызова ГИБДД, в электронном виде. Что же получил страховщик?
Он получил электронное извещение со временем аварии - 16.40. И фотоснимки повреждений, указанное время - 18:40. На этом дело можно бы закончить. В Законе об ОСАГО четко прописано, что электронное извещение должно быть оформлено в течение 60 минут. Теоретически в ситуации с ДТП, о котором идет речь, была возможна выплата в пределах максимальной ставки - 400 тысяч рублей. На что и претендовал потерпевший. Но так как срок оформления был пропущен, то максимальное возмещение по ОСАГО сократилось вчетверо - до 100 тысяч. Время и в таких случаях - деньги.
Но процесс оформления аварии без ГИБДД таит немало и других подвохов. Попробуем разобраться с ними.
Лимит выплат по ОСАГО за механические повреждения - 400 тысяч рублей. На эту сумму можно рассчитывать, если при аварии водители произвели автоматическую фотофиксацию происшествия и поврежденных деталей и не имели разногласий по факту случившегося.
Если у водителей есть фотофиксация, но есть и разногласия, сумма выплаты не будет превышать 200 тысяч рублей.
В случае отсутствия фотофиксации выплата составит не более 100 тысяч рублей.
Если же у водителей есть разногласия и фотофиксация при этом не выполнена - оформить европротокол не получится, придется вызывать ГИБДД.
Электронное извещение о ДТП должно быть оформлено в течение часа. Тогда пострадавший может рассчитывать на максимальную страховую выплатуВ страховую компанию не обязательно писать электронное заявление. Можно оформить его на обычном бумажном бланке. Главное, чтобы была фотофиксация, результаты которой тут же появятся в электронной базе. Тогда и по бумажному заявлению можно рассчитывать на выплату до 400 тысяч рублей.
Что пошло не так в истории, о которой идет речь? Авария случилась в 16.40. Пока водители бегали и выясняли отношения, шло время. Наконец договорились, решили оформить европротокол. И занялись этим в 18.32. А время вышло. Именно по этой причине все суды встали на сторону страховщика. Время прошло, законом иного не предусмотрено. Довольствуйтесь максимальной выплатой в том объеме, в котором она положена. Все остальное можно взыскать по гражданскому иску.
Имеется, правда, в этой истории один нюанс. При оформлении ДТП в электронном виде пострадавший сам указывает время, когда оно произошло. А были ли в этом отношении автовладельцы совершенно безупречны?
Между тем указание неправильного времени аварии может грозить дополнительными разбирательствами, а то и уголовными делами. Дело в том, что в связи с активностью юристов-мошенников страховщики все чаще договариваются с местными властями, которые владеют дорожными камерами, о передаче информации. И если водитель попадет в аварию в 16.00, а в электронном извещении укажет 18.00, то существует высокая вероятность, что подвох выявят. И вполне могут привлечь за мошенничество.
По сути, страховщик начинает считать время с того момента, когда была сделана первая фотография. Но не факт, что это было истинное время происшествия.
Еще один нюанс. Оформить аварию по европротоколу с фотовидеофиксацией возможно только в том случае, если оба участника ДТП зарегистрированы на Госуслугах. По последним данным, на них зарегистрировано 110 миллионов человек. Автовладельцев же у нас в стране гораздо меньше - примерно в два раза. И не факт, что каждый из них зарегистрирован на этом сервисе и в случае легкой аварии сможет подписать электронное извещение о ДТП.
Но это уже совсем другая история А в нашей суд решил, что страховщик сделал все что смог, а остальную компенсацию надо получать с причинителя вреда, то есть с виновника аварии. В общем, лучше сразу вызывать ГИБДД.
Российская газета - Федеральный выпуск: №270(9809)АвтоТранспортное право