Накануне закончилось обсуждение поправок в законы о безопасности дорожного движения, его организацию, а также правила дорожного движения, подготовленные минтрансом. В принципе, все они имели примерно такой же ракурс. По сути, приравнять электросамокаты и электровелосипеды к мопедам. Эти транспортные средства даже предлагалось переименовать в средства "микромобильности". В сетях появилось сокращенное наименование - "микробы".
Но водители мопедов действительно должны иметь права. Получить категорию "М" можно с 16 лет, пройдя обучение и сдав экзамен в ГИБДД. А такой обязанности у водителей электросамокатов или электровелосипедов - нет. Поэтому как их объединять во что-то единое? К одним - одни требования. К другим - другие. Вопросов было много, и по этой причине минтранс снял свои предложения. Но тут же приступил к разработке новых. И уже в рамках этих новых предложений могут быть рассмотрены и вопросы о возрасте, и о получении прав. А также о регистрации этих устройств.
А уж какие предложения в него войдут? Кого и как будут ограничивать - вопрос пока открытый.
Но, надо сказать, в компаниях кикшеринга, которые предоставляют электросамокаты в краткосрочную аренду, идею поддерживают. До 16 лет за руль электротранспорта - не вставай. Так, например, компания Whoosh поддерживает установление минимального возраста управления электросамокатами на уровне 16 лет. По мнению оператора, такие поправки необходимо внести в действующие правила дорожного движения.
Согласно статистике аварийности 14-15 лет - самая рискованная возрастная категория. При получении доступа к сервису в обход правил оферты операторов кикшеринга, они часто нарушают ПДД и становится участниками инцидентов. Компания активно блокирует этой группе лиц возможность управления самокатами и принимает меры по недопущению этой категории в сервис. По ее данным, у подростков с 16 до 18 лет уровень аварийности не отличается от стандартного уровня взрослых. Эта категория является потенциально допустимой к возможности управления электросамокатами и не несет дополнительной опасности с точки зрения аварийности на улицах города.
Для усиления контроля за соблюдением возрастных правил, компания планирует внедрить технологию проверки возраста, которая будет автоматически отстранять от сервиса возрастную категорию младше 16 лет. Разработка не только не допустит нарушителей в сервис, но и проверит возраст пользователей, которые подозреваются в нарушении правил оферты.
Это же мнение поддерживает и "МТС Юрент". Впрочем, есть несколько нюансов. В рейде, который проводила "РГ" совместно с сотрудниками ГИБДД по электросамокатам, были выявлены подростки 14 лет, использовавшие арендованный транспорт одной из компаний.
При этом было установлено, что они пользовались собственными аккаунтами. По их словам, возраст никто по паспорту не проверяет. Подростки не пользовались аккаунтами родителей или более старших родственников и друзей. А сервис четко ограничивает использование этих устройств только для тех, кому 18 лет и старше. Мы не будем утверждать, так оно или нет, но это довольно сильный сигнал разработчикам программ доступа к такому электротранспорту.
А еще есть не арендованные, а купленные на собственные деньги устройства. Итак, кто же будет проверять правомерность их использования на дорогах и тротуарах?