Итак, количество сотрудников ГИБДД в последние годы на дорогах резко сократилось. По сути, контроль за поведением водителей перешел к камерам. Количество камер стремительно растет. Растет и количество собираемых штрафов. А вот уровень безопасности, по непонятной причине, снижается. Количество аварий и погибших в них людей растет второй год подряд.
Очевидно, что камеры с задачей обеспечения безопасности не справляются. Они справляются только с задачей пополнения бюджета региона. На аварии они практически не влияют.
Просто потому, что они стоят в определенных известных местах. А там, где их нет, недобросовестные водители творят что заблагорассудится.
Для повышения контроля попытались ввести возможность любым людям передавать информацию о нарушениях в ГИБДД. Все бы было хорошо, но некоторые товарищи начали использовать такую возможность для получения бонусов от региональных властей. Они фальсифицировали доказательства нарушений. В результате такие данные суды просто перестали рассматривать.
И сейчас суды придерживаются той же позиции. Они не верят данным, предоставленным со смартфонов. Такая информация должна быть подтверждена по закону. Должно быть возбуждено административное дело, проведено административное расследование, установлен виновник. И только тогда к нему можно предъявлять претензии.
В тех случаях, где сумма за нарушения варьируется, например, штраф за нарушение может быть 500 рублей или 1,5 тысячи, то решение будет вынесено по минимальной планке.
- Жители, которые будут помогать ГИБДД фиксировать нарушения Правил дорожного движения, станут получать компенсацию за свою социальную активность, - рассказал на презентации обновленного проекта министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин. - Рассчитываем, что такая мера позволит повысить безопасность на дорогах.
Государственная информационная система "Народный инспектор" была запущена еще в ноябре 2014 года. Основная цель - создание системы подачи уведомлений о наличии события административного правонарушения в области дорожного движения при помощи мобильных устройств. То есть достаточно загрузить видео с инцидентом через приложение, на котором четко просматривается, что именно нарушил гражданин. И раньше все это можно было делать, но - без премиальных для информатора. Проект стал расширенным и более функциональным после того, как кабмин РТ утвердил постановление, в котором четко прописал размер вознаграждения для сообщивших о нарушении.
Как следует из текста документа, денежное поощрение кабмин вводит по предложению правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также республиканского МВД. Средства на поощрение выделяются из бюджета Татарстана, из сумм штрафов ничего изыматься не будет.
К примеру, 1440 рублей можно получить за видео с выездом машины на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления. Всего 300 рублей - за фиксацию непристегнутого ремня безопасности, проезд на красный свет или отсутствие у мотоциклиста или его пассажира шлема.
230 рублей гражданин получит, если увидит и снимет момент пересечения автомобилем стоп-линии при красном сигнале светофора, и 435 рублей - за использование телефона любыми участниками движения. И не важно, были ли они за рулем авто или передвигались на велосипеде.
Как видим, палитра штрафов достаточно широкая и вызывает множество вопросов по правильной фиксации нарушений. В министерстве цифрового развития же, как и в ГИБДД РТ, уверены, что обновленная система поможет держать в тонусе водителей и побудит их более ответственно относиться к соблюдению ПДД - ведь контроль будет осуществляться не только властями, но и обычными гражданами, которым небезразлична тема безопасности на дорогах.
Некоторые фотографы фальсифицировали доказательства нарушений. В результате суды просто перестали рассматривать такие данныеПо словам первого замминистра цифрового развития Ильи Начвина, для того, чтобы получить вознаграждение, пользователю необходимо оставить свой телефон и реквизиты банка, к которому он привязан. Если инспектор посчитает, что на присланном видео, которое, кстати, можно загрузить и из "Галереи", действительно зафиксирован интересный для ГИБДД факт, то автор получит свою премию. Также запись видео можно включить мгновенно одной кнопкой в самом приложении, оно автоматически сохраняется в "Галерею". Если на телефоне включена геопозиция, место совершения правонарушения фиксируется автоматически. В противном случае адрес нужно будет прописывать вручную.
Но есть определенные особенности: для того, чтобы получить деньги, нужно обязательно быть пользователем портала госуслуг РТ, а не РФ. Плюс ко всему нужно дать согласие на обработку персональных данных. Фотографии для фиксации нарушений не подойдут. Только видеоролики.
Деньги поступят на счет только в том случае, если вступит в законную силу постановление по делу об административном нарушении. Если водитель оспорил решение, соответственно, денег вы не получите.
Разработчики проекта старались ориентироваться на такие нарушения, рядом с которыми сотрудникам ГИБДД сложно оказаться в момент их совершения. К примеру, выезд на двойную сплошную и обгон.
Пока обновленное приложение "Народный инспектор" можно скачать только на RuStore, однако оно уже проходит премодерацию на других популярных платформах и уже в скором времени будет доступно всем желающим.
Все это приводит к выводу: не будет работать "Народный инспектор". Людей не хватит. Как пояснил адвокат Сергей Радько, если автовладелец не явится по вызову ГИБДД или, явившись, не сдаст того, кто был за рулем, кому предъявлять претензии? Это же не автоматическая фиксация. Если владелец не пришел и показаний не дал, дело прекращают, вызывают номинального собственника. Понятно, что никто бегать не будет по таким вызовам.
Зато это сильно загрузит ГИБДД. Там должны будут возбудить тысячи дел. Но кто их будет разбирать? Ведь конкретного нарушителя невозможно установить.
Как считает адвокат Лев Воропаев, Госавтоинспекция пытается перевести обычную процедуру возбуждения дел в полуавтоматический режим. Процедура будет крайне тяжелой. Например, рассмотрим практику с оставлением места ДТП, где первым делом надо установить водителя и время совершения аварии. Так что совершение нарушений, предусмотренных "Народным инспектором", с учетом того, что гаишникам придется устанавливать нарушителя, оказывается довольно сложной историей.
Но в любом случае использование смартфонов для выявления нарушений по-прежнему остается незаконным. А получение денег возможно только после проведения административного расследования.
Российская газета - Федеральный выпуск: №208(9450)