Напомним, вопрос о выявлении таких нарушителей стоит довольно давно. Некий подобный эксперимент уже проводили в Москве два года назад. Тогда тоже автовладельцам высылались не постановления о штрафах, а лишь сообщения о том, что они обязаны купить полис ОСАГО. Эксперимент даже был признан удачным. Но дальше никуда не пошел. Возникли юридические вопросы. Решение о проведении такого эксперимента в рамках страны может подтолкнуть к тому, что эта функция камер все-таки заработает.
Хотя и не очень скоро, поскольку эксперимент планируется начать с 1 марта 2025 года и проводить его в течение года.
Наличие полиса ОСАГО в базе данных будет проверяться дважды, чтобы избежать ситуаций, когда документ в систему попадает не сразуПо словам главы Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, страховое сообщество поддерживает проведение эксперимента. Его надо провести, чтобы проверить работу системы и чтобы люди успели подготовиться. Если этот этап будет проходить удачно, то есть жалоб на некорректные предупреждения практически не будет, а число водителей без полиса начнет уменьшаться, то срок эксперимента могут сократить. Затем система заработает в полноценном формате, и нарушителям станут приходить штрафы.
- Сейчас в России примерно 36 миллионов водителей, при этом без полиса ездят около 7-10% граждан, - сообщил Евгений Уфимцев. - Однако сейчас неизвестно, как именно они распределены. После запуска системы с предупреждениями будет видно, где больше всего автовладельцев без ОСАГО. Скорее всего, в сельской местности эта доля выше, чем в Москве. Проведение эксперимента как раз позволит таким водителям подготовиться и купить страховку.
Этот этап также поможет бороться с мошенниками, которые оформляют поддельные ОСАГО, заключил глава РСА.
Напомним, что вся база данных по застрахованным водителям по ОСАГО передана из РСА в Национальную страховую информационную систему - "дочку" Центробанка. Руководитель НСИС Николай Галушин рассказал, как должна работать система. По его словам, транспортное средство попадает в поле зрения дорожной камеры, оно фотографируется, фотографируется весь поток машин, это происходит многократно, информационная система ГИБДД взаимодействует с информационной системой страхования, оператором которой выступает НСИС. Сопоставляется номер транспортного средства на фотографии с наличием договора ОСАГО в системе в отношении транспортного средства с таким номером.
При наличии договора ОСАГО фотография удаляется. При отсутствии договора страхования будет происходить запрос в информационную систему страхования на следующий день, чтобы исключить ошибку с необоснованным наложением штрафа. Такая ошибка может быть связана, например, с более поздней загрузкой полиса ОСАГО в систему при оформлении его в бумажном виде. Электронные полисы заключаются непосредственно в информационной системе, то есть данные сразу находятся в системе. Если на следующий день полис в АИС страхования обнаруживается, то фотографии удалятся. Кстати, повторное обращение к информационной системе страхования связано также с тем, что со 2 марта 2024 года в России можно заключить договор страхования на 1 день.
Если в течение последовательно двух дней и двух обращений к базе данных договоров ОСАГО в АИС страхования договор ОСАГО обнаружен не будет, то происходит выставление штрафа владельцу транспортного средства.
Готовность АИС страхования заключается в интеграции с информационной системой ГИБДД для обмена информацией. Такая готовность на техническом уровне есть.
Поскольку транспортное средство может в течение одного дня попасть на дорожные камеры много раз, то должны быть внесены изменения в КоАП, которые предполагают объединение всех штрафов за отсутствие полиса ОСАГО в течение одних суток в один. При этом отсутствие полиса на следующий день будет означать наложение другого штрафа в этот день.
Ошибки возможны, по оценкам специалистов, общее их количество должно быть очень незначительным из-за высокого качества данных в информационных системах.
Ошибка может быть, например, в таком случае - собственник заключил договор ОСАГО в отношении ТС при постановке его на учет, то есть когда у машины еще не было номерных знаков. Договор ОСАГО будет в системе, но в полисе не будет номера транспортного средства. А на дороге уже будет машина с номерным знаком. В принципе водитель, собственник транспортного средства должен после получения номеров проинформировать свою страховую компанию и внести изменения в полис ОСАГО. Но зачастую так не происходит. Но даже в таком случае у человека не будет штрафов, потому что при сопряжении двух информационных систем наличие полиса ОСАГО будет "привязано" к машине через другой идентификатор, например, VIN номер, который есть и у страховщика, и в АИС страхования, и в базе ГИБДД.
Российская газета - Федеральный выпуск: №226(9468)