МОСКВА, 28 дек — РИА Новости, Мария Марикян. Тысячи волонтеров продолжают очищать пляжи от мазута после крушения танкеров в Керченском проливе.
Это непросто — в том числе из-за отсутствия должной поддержки со стороны региональных властей. А режим чрезвычайной ситуации федерального уровня ввели только на днях.
О том, что происходит на береговой линии, — в материале РИА Новости."Серьезная авария"В группе в соцсети, в которой с середины декабря объединились свыше ста тысяч человек, волонтеры планируют поездку в Анапу в праздничные выходные — обмениваются контактами, ищут попутку.
Для уборки задействовали свыше 300 единиц техники. До того как ввели режим федерального ЧС, было в два раза меньше.
"Затянули. Хотя уже 15-го числа, в день крушения, было понятно: авария серьезная, — подчеркивает в комментарии РИА Новости директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов.
— Волонтерам, безусловно, было тяжело все это собирать вручную. Работы продолжаются — сотрудникам МЧС и Морской спасательной службы помогают также кадеты, военнослужащие.
Все же расстояние приличное — около 50 километров: от поселка Волна на Таманском полуострове до Анапы, краем затронуло и село Большой Утриш. Следы мазута также на крымской стороне — чуть южнее Керчи".
Из-за штормов специалисты Морспасслужбы не могли подобраться ближе к месту аварии для установки бонов (пенопластовых плавучих заграждений, которые останавливают движение пятна), а также обсыпать его сорбентом. Сейчас погода наладилась.
"Мешки под землей"Но ситуация в целом катастрофическая."Большое опасение вызывают места сбора загрязненного мазутом песка.
Объемы колоссальные — скоро пойдет счет на сотни тысяч кубических метров вывезенного песка. Хотя содержание нефтепродуктов в нем невысокое, все же относится к отходам третьего класса опасности, — объясняет Роман.
— Огромное количество грунта предстоит вывезти с берега". В первую неделю волонтеры сообщали, что мешки, в которых был песок с мазутом, никто не вывозил — "обращались за помощью в соответствующие службы, но никто не приезжал".
Так мешки пролежали несколько суток, и топливо их разъело. Все стало вытекать обратно в грунт.
Затем штормом их унесло в море — чистить побережье пришлось заново."Все из-за того, что не было налажено взаимодействие между волонтерами и официальными службами.
Оперативно вывозилось только то, что собирали спасатели, —отмечает в беседе с РИА Новости эколог Георгий Каваносян. — Недавно разлетелось видео с мешками, которые нашли на глубине 50 сантиметров.
Официальный ответ: водитель бульдозера их не заметил и проехал по ним, вкопав в землю. Но это все же единичный случай".
Мазут, оставшийся в море, сейчас осел на дно. По словам Романа Пукалова, точное количество пока неизвестно.
"Бентос, безусловно, сильно пострадал, — говорит он. — Как только температура повысится, мазут начнет всплывать на поверхность".
Георгий, в свою очередь, указывает: даже при полной очистке побережья есть вероятность, что летом после штормов на пляжах могут появиться мазутные сгустки. Курортный сезон под угрозой.
"Лучше поздно, чем никогда"Крушение потерпели танкеры "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" с экипажем 13 и 14 человек соответственно. Росморречфлот уточнял, что авария произошла из-за шторма.
По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тысячи тонн мазута. В море при этом вытекло около 40 процентов топлива.
Подобное было в ноябре 2007-го, когда в Керченском проливе во время шторма танкер "Волгонефть-139" разломился пополам и в воду попало около двух тысяч тонн мазута."По сути, наступили на те же грабли.
Тогда пятно ушло к Тамано-Запорожскому заказнику, погибли 35 тысяч птиц разных видов, — рассказывает Роман. — Сейчас масштабы поменьше".
По данным оперативного штаба, спасли 1300 птиц, а погибло больше 200.Георгий подчеркивает: еще после событий 2007 года следовало разработать четкий план действий.
"Если мы собираемся и дальше эксплуатировать судна типа "Волгонефть", то на случай аварий заранее следовало заготовить мощности для вывоза загрязненного грунта, технику, боновые сорбирующие заграждения. И подобрать сорбенты под те марки мазута, который перевозит танкер, — перечисляет эколог.
— А сейчас все организовывают на бегу. К примеру, тестировать сорбенты на берегу начали только 25-го числа! Нужен ведь подходящий.
Какой именно используют официальные службы, мы пока не в курсе, поэтому давать оценку методике не можем".Эколог также указывает, что следует укрепить бонами всю береговую линию Таманского залива.
Если ветер повернется в сторону заказника, где в это время года обитают свыше 500 тысяч птиц, и будет дуть в этом направлении от двух до четырех дней, то это, по словам эксперта, приведет к гибели большого количества особей."Это демотивирует"Только 26-го числа, по сообщению оперштаба Кубани, открылся пункт для желающих отлавливать загрязненных нефтепродуктами пернатых.
Там можно получить экипировку, там же сориентируют, где были замечены грязные птицы и в какое время ехать для их отлова.До этого же, по сути, все было организовано силами волонтеров и экологов различных организаций, в том числе оснащение средствами защиты.
Также в соцсетях прошла информация, что местные жители ставили боны сами.РИА Новости отправило запрос властям Краснодарского края, чтобы узнать, действительно ли волонтеры и местные жители пытались справиться с бедой только своими силами.
На момент публикации ответ не поступил.Только десять процентов всех спасенных птиц не погибнут, говорит Георгий Каваносян.
"Примерно столько же выжило при аварии в 2007 года. Статистика при подобных ЧС неутешительная.
Даже если мы промыли птице желудок вовремя, прочистили, а она весело и энергично клюет проходящих мимо волонтеров из своей коробки — это не значит, что с ней все в порядке. Отравление нефтепродуктами серьезное: страдают все внутренние органы.
К сожалению, в ближайшее дни будет фиксироваться падеж в реабилитационных центрах, куда их помещают, — обращает внимание эколог. — Безусловно, это демотивирует.
Но при этом нужно помнить: часть в любом случае останется в живых. Поэтому всем нам нужно собраться с силами и продолжить борьбу".
Добровольцы в первые дни после разлива создали сайт, где сообщают, что им нужно. Портал же опершатаба заработал на этой неделе.
Желающим присоединиться к ликвидации последствий помогут с экипировкой и размещением.Только с центрального пляжа Анапы уже вывезли две тысячи тонн загрязненного песка, новые выбросы уже не фиксируют.
С поверхности воды собрано 25 тонн нефтеводяной смеси, а очищено 29,4 тысячи квадратных метров. Однако это лишь малая часть.