То, чего все ожидали в последние недели, случилось: Израиль начал наземную операцию в Ливане. В боевых действиях участвуют элитные подразделения ЦАХАЛ, некоторые из них перебросили из Газы.
Сама операция тоже готовилась весьма тщательно. Надо отдать должное: Тель-Авив проделал серьезную работу над ошибками, и за год страна, прозевавшая чудовищное нападение 7 октября, превратилась в страну, силами спецслужб устранившую сразу нескольких видных руководителей одного из наиболее грозных своих противников.
Уже за счет этого вторжение в Ливан выглядит гораздо более подготовленным, нежели аннексия сектора Газа. В дополнение Израиль долгое время использовал свой главный козырь — тотальное превосходство в воздухе над "Хезболлой".
И несколько недель бомбил северного соседа, которому попросту нечего было противопоставить. Только после этого Тель-Авив решился на наземную операцию.
И это, конечно, наиболее сложная часть плана. Несмотря на все проблемы, "Хезболла" остается серьезной силой, поэтому Тель-Авив действует осторожно.
Наученное горьким опытом израильское руководство очень аккуратно подбирает формулировки. После трагедии 7 октября Нетаньяху обещал уничтожить "Хамас" и освободить всех заложников.
Минул почти год, но "Хамас" по-прежнему функционирует, а значительная часть израильтян остается в плену. Поэтому в Ливане к обозначению целей и задач подходят избирательнее: ЦАХАЛ пока называет происходящее "ограниченными, локализованными и целенаправленными рейдами" против инфраструктуры "Хезболлы".
Но не стоит заблуждаться: программа-максимум для Тель-Авива в сложившейся ситуации — полностью выбить "Хезболлу" из Южного Ливана и дойти до реки Литани.И вот здесь текущие задачи вступают в прямой конфликт со стратегическими целями.
Стремление Израиля обеспечить собственную безопасность можно понять. Вот только выбранные им методы полностью противоречат этой необходимости в долгосрочной перспективе.
Люди, которые начинали свою военную карьеру рядовыми во время Первой ливанской войны в 1982-м, Вторую ливанскую встретили в качестве офицеров, а теперь руководят третьей ливанской войной. Думается, что уж они-то должны понимать, что контроль над территорией едва ли позволит победить "Хезболлу".
Дело в том, что нынешний враг Тель-Авива — плоть от плоти его действий во время Первой ливанской. Напомним, тогда поводом для вторжения послужила деятельность Организации освобождения Палестины.
В раздираемом гражданской войной Ливане Армия обороны Израиля быстро смогла взять Бейрут и изгнать ООП в Тунис. Одним из последствий действий ЦАХАЛ стала резня в лагерях беженцев Сабра и Шатила, а война закончилась длительной оккупацией ливанских территорий Израилем — ЦАХАЛ вывела оттуда войска только в 2000-м.
И вот что примечательно: никакой "Хезболлы" в 1981-м году в Израиле не было, и без его рвения она не появилась бы. В Тель-Авиве это признают.
"Когда мы вошли в Ливан, там не было "Хезболлы". Шииты с юга приняли нас с ароматным рисом и цветами.
Именно наше присутствие там создало "Хезболлу", — признается ни много ни мало бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак, который занимал пост главы генштаба ЦАХАЛ в 1991-1995 годы.Подобное признание убедительно доказывает: выполнение самых амбициозных военных целей Израиля в рамках нынешней операции не обеспечит его безопасности.
Даже если попытаться вообразить практически невероятный сценарий полного сокрушения "Хезболлы", как этого удалось добиться с ООП, на ее место неминуемо придут другие.Сложно поверить, что Биньямин Нетаньяху не отдает себе в этом отчета.
Но уж больно удачный выдался момент для укрепления политических позиций. Еще недавно на улицы выходили люди с требованием отставки премьера — слишком много вопросов вызывает отсутствие результатов в Газе.
Но преподнеси он избирателям на блюдечке победу в Ливане, и вчерашний обвиняемый в коррупции как по волшебству превратится в национального героя. А для новых противников найдутся новые герои.
К тому же заокеанскому патрону Израиля сейчас не до ближневосточных разборок. Там намечаются выборы, и демократы не рискнут резко выступать против Израиля.
А если победу одержит Трамп, то руки и вовсе будут развязаны.Поэтому Нетаньяху может себе позволить развязать новую войну в регионе, угрожая еще более масштабным столкновением с Ираном — все-таки бьют его главного союзника в регионе.
В исламской республике пока отмалчиваются — президент-реформатор пытается наладить контакт с Вашингтоном, понимая, что для Тегерана поражение демократов станет особенно тяжелым, и с приходом к власти Трампа об оттепели в отношениях с Западом можно забыть.Пока что Иран вынужден предпочесть ожидание полномасштабной войне, а значит, о третьей мировой пока говорить рано.
Но это пока.