В рамках федерального проекта «Профессионалитет» предусмотрен бесшовный переход от учебы к работе. Речь идет об экосистеме подготовки кадров, основанной на устойчивом партнерстве колледжей и предприятий. В кластерах «Профессионалитета» – объединениях колледжей и работодателей – обеспечивается последовательная подготовка молодого профессионала: от поступления на востребованные направления до первого рабочего дня.
Практико-ориентированные программы «Профессионалитета» разрабатываются совместно с работодателем. Это гарантирует, что в программу включены именно те дисциплины и модули, которые нужны на производстве. Около 80% времени, отведенного на практическую подготовку, студенты проводят на предприятии.
Важно, что студенты проходят аттестацию в виде демонстрационного экзамена с участием работодателей. Предприятие оценивает труд потенциальных будущих сотрудников. Все по-взрослому. Представители работодателя входят в состав экзаменационных комиссий. Они смотрят не только на теоретические знания, но и на практические навыки выпускников.
Федеральный проект «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети» предполагает гибкую настройку обучения в колледже или техникуме под запрос конкретных предприятий реального сектора экономики. «МК» провел опрос, целью которого было выяснить, что, по мнению респондентов, от такого партнерства получают работодатели. Большинство опрошенных (43%) ответили, что работодатель получает возможность привлекать своих сотрудников к наставничеству на производстве. Почти 36% респондентов уверены, что предприятия могут разработать и реализовать образовательные программы. 11% считают, что работодатель теперь сможет управлять колледжами. А 10% назвали все вышеперечисленное.
Дадим слово самим работодателям. Вот что они говорят о «Профессионалитете».
Федеральный проект – это отличный пример успешной работы над повышением престижа рабочих профессий, которые будут нужны всегда, подчеркивают в «Росатоме».
«Наша задача – помочь молодежи определиться с будущей сферой своей рабочей деятельности со школьной скамьи, а затем построить бесшовный переход из колледжей и техникумов до наших предприятий. Для обеспечения такой работы на предприятиях должны появляться наставники, которые будут курировать студентов на практике. Федеральный проект «Профессионалитет» помог нам акцентировать внимание на системе среднего профессионального образования», – говорит Алексей Лихачев, генеральный директор ГК «Росатом».
Работодатели отмечают, что «Профессионалитет» помогает готовить высококвалифицированных специалистов с нужными профессиональными компетенциями.
Так, генеральный директор АО «Р-Фарм» Василий Игнатьев отмечает: «Программа обучения сформирована по стандартам «Р-Фарм» и ориентирована на производственную практику. Педагоги колледжа проходят стажировку на наших ярославских предприятиях и передают полученные знания студентам. В результате студенты приобретают именно те навыки, которые необходимы в реальной работе».
Генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» и ресурсных активов Евгений Виноградов подчеркивает: «Профессионалитет – значимый проект для нашего региона. Он поможет на порядок повысить уровень компетенций будущих профессиональных кадров. Важно, что программа поможет синхронизировать подготовку кадров в колледжах и потребности нашей компании. Мы гарантируем студентам трудоустройство».
Таким образом, учет запросов работодателей в колледжах — это непрерывный и системный процесс, построенный на тесном взаимодействии «колледж — предприятие». Современный колледж стремится быть центром подготовки кадров для экономики конкретного региона, что в конечном итоге выгодно всем: студентам, работодателям и устойчивому экономическому развитию страны.