Многие из тех, кто еще несколько лет назад после учебы в колледже попадал на производство, понимали, что там «все по-другому». Перемены наступили после того, как в 2022 году стартовала реализация федерального проекта «Профессионалитет». Колледжи начали объединяться в кластеры с работодателями, а подготовка специалистов стала адресной – под конкретный запрос предприятия. Обновленные программы обучения в проекте создаются в тандеме с компаниями-партнерами, причем до 80 процентов времени в них отпущено на практическую подготовку.
В рамках опроса, проведенного на сайте «МК», был задан вопрос: что получают работодатели от сотрудничества колледжей с реальным сектором экономии? Более 42% респондентов ответили, что выигрыш – это возможность привлекать своих работников к наставничеству на производстве. И это действительно так. Но самое главное преимущество для работодателей – возможность закрывать кадровую потребность организации, участвуя в разработке программ обучения и контролируя качество подготовки кадров.
Как на практике работает связка колледж-предприятие-отрасль, можно рассмотреть на примере компании «Росатом».
В самом начале реализации проекта «Профессионалитет» ГК «Росатом» был проведен конкурс среди нескольких профильных учебных заведений. Конкурс выиграли колледжи в Курске и Озерске (Челябинская область).
Интересно, что в Озерске работают сразу два кластера отрасли «Атомная промышленность»: на базе Озерского технического колледжа и колледжа при Озерском технологическом институте. Их главный партнер – производственное объединение «Маяк», входящее в состав госкорпорации «Росатом». Включившись в проект, колледжи полностью пересмотрели учебные программы, а партнерство с работодателем позволило им модернизировать материально-техническую базу. Оборудование в колледжах такое же, как на предприятии. Студенты быстро осваивают конкурентоспособные профессии, востребованные в регионе.
«Проект «Профессионалитет» – это отличный пример успешной работы над повышением престижа рабочих профессий. Важно понимать, что даже с автоматизацией производства рабочие кадры будут нужны всегда. Сегодня пришло время перезагрузить нашу работу со студентами с учетом новых вызовов: мир сильно изменился, и мы не имеем права не меняться», – отметил генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев.
На сегодняшний день проект «Профессионалитет» охватывает 506 кластеров в 86 регионах. В них участвуют более 1500 колледжей и 2400 работодателей. А к 2030 году число кластеров достигнет 940, в них будут участвовать более 3000 колледжей и 4000 предприятий-партнеров.
Важным направлением деятельности в рамках проекта «Профессионалитет» стали федеральные технопарки профессионального образования, где созданы центры повышения квалификации кадров СПО. Это большие и сверхсовременные образовательные комплексы, которые объединяют производственные площадки, лаборатории, центры проведения демоэкзамена и мероприятий чемпионатного движения. Уже созданы и работают технопарки в Калужской области и в Нижнем Новгороде.
«Именно проект «Профессионалитет» придал импульс развитию всей системы СПО и способствует успешному формированию кадрового резерва нашей страны», – говорит министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Активное вовлечение работодателей в федеральный проект позволило перезапустить процесс обучения молодых специалистов, подчеркивает он.
В кластерах проекта «Профессионалитет» готовят кадры по 24 приоритетным для страны отраслям.