"Процесс перехода может занять долгое время, но контуры многополярного мироустройства уже обозначились", - констатировал в своем выступлении глава МИД России Сергей Лавров. По его словам, события уже сейчас развиваются очень динамично, прежние установки проходят проверку на прочность, и то, что однополярность канула в Лету, признают уже и западные политики. Что, впрочем, совсем не означает, что они также готовы признать и свое поражение. "Запад всеми силами пытается удержать остатки своего доминирования, прибегая к откровенно неоколониальным методам, с целью продолжать снимать сливки с мировой торговли, экономики и политики", - объяснил российский министр. Участники форума пытались заглянуть за горизонт, чтобы понять, каким именно оно будет, это новое мироустройство.
Как считает заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев, "многополярность - это подлинный либеральный порядок", отмечая при этом, что именно Запад, несмотря на всю свою риторику, сейчас ведет себя предельно авторитарно.
А направляемая западными элитами глобализация не справилась с главным запросом мирового сообщества - на равенство и справедливость. И новое устройство мира будет определять уже не элитный клуб западных стран, а "мировое большинство" - страны Азии, Африки, Латинской Америки все больше осознают свои интересы и готовы их отстаивать. "На наших глазах развивается бунт против американоцентричной модели глобализации, вполне демократический бунт", - уверен Косачев.
Партнерство России с Европой также вполне возможно, но теперь оно уже не будет иметь такого значения, как в прошломРоссия оказалась на гребне этой бунтарской волны, и не случайно - она, как и многие другие страны, осознала и свои интересы, и то, что цели ее развития могут быть достигнуты только в новой модели мироустройства. "Триста лет Европа была для России примером для подражания, ролевой моделью. Но этот период закончился", - отмечал президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин, указывая, что будущее России - это самодостаточный Север, партнер Большой Евразии и Глобального Юга. Партнерство с Европой также вполне возможно, но теперь оно уже не будет иметь такого значения, как в прошлом. И виноваты в этом в первую очередь сами европейцы. По словам Лаврова, они подорвали свою репутацию и договороспособность, так что теперь Россия "десять раз подумает" перед тем, как восстанавливать отношения.
"В мире растет понимание, что никто не застрахован от агрессивных действий Брюсселя и Вашингтона" - считает Лавров. Страны мирового большинства готовы сотрудничать с ЕС и США, но не в ущерб своим интересам. При этом они также готовы проявлять солидарную позицию, что можно наблюдать прямо сейчас в связи с палестино-израильским конфликтом. На мировой сцене таким образом, появляется новый игрок, то самое мировое большинство, и его амбиции подкреплены экономическими возможностями. Евросоюз же переживает деиндустриализацию и все глубже погружается в кризис, на что обращали внимание многие участники форума. "Европа избежала экономической катастрофы, но ценой огромного вливания бюджетных денег в экономику. При этом кризис продолжается", - считает замдиректора ИМЭМО Станислав Жуков. Признаком продолжения кризиса, по его словам, является нарастание бедности, в том числе энергетической. И уже сами европейские лидеры констатируют, что эпоха экономического изобилия на континенте окончилась.
Разрыв с Европой и Западом был для России непростым испытанием, но страна с ним в целом справилась, в том числе и в энергетической сфере. Тема энергетики обсуждалась на первой сессии форума в понедельник, и выступающие указывали на то, что для российских энергоносителей открываются новые рынки, например индийский, выстраиваются новые транспортные пути и новые принципы расчетов, исключающие доллар.
По словам спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, особую актуальность для России сейчас приобретают выходы в открытый океан - Мурманск с Северным морским путем и Дальний Восток, позволяющие беспрепятственно вести морскую торговлю. Балтика же, которой еще недавно уделялось повышенное внимание, сейчас утрачивает свое значение, в том числе и из-за риска перекрытия Датских проливов. Но, по мнению замдиректора ИМЭМО Владимира Миловидова, санкционная борьба еще далеко не окончена. Разочарованный неэффективностью своих попыток задушить российскую экономику Запад вполне может попробовать усилить вторичные санкции, в том числе и для того, чтобы перекрыть новые логистические пути. И в этом, считает эксперт, заключается один из ключевых рисков для мирового энергетического рынка.
Российская газета - Федеральный выпуск: №269(9214)